Смоленский храм

Служение Церкви в дни Великого поста

Первая седмица Великого поста отличается особой строгостью. С понедельника по четверг, на повечерии, читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Канон называется Великим, потому что в нем много покаянных мыслей и воспоминаний о грешниках, которые через покаяние стали Святыми, и много тропарей. Он разделяется на четыре части и читается четыре дня.  

В понедельник в храме произносится особая молитва как благословение на начало Великого поста. В субботу первой седмицы Церковь совершает память о чудесной помощи, явленной христианам в 362 г. великомучеником Феодором Тироном Константинопольским. Император Юлиан Отступник хотел осквернить христиан и приказал окроплять кровью идольских жертв всю пищу. Великомученик Феодор явился архиепископу Иоанну Константинопольскому и велел благословить христианам есть коливо — отварное зерно вместо оскверненной пищи. Поэтому в пятницу, после Литургии Преждеосвященных Даров, в воспоминание этого события в храмах освящается коливо и раздается людям.

По воскресным дням в Великий пост вечером совершается акафист Страстям Христовым с чтением Евангелия. Это богословие называется Пассией.

Первая Неделя Великого поста называется «Торжеством Православия». Этот праздник установлен в XI веке в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретиками и их учениями. В этот день совершается особый молебен, на котором все еретики, сектанты, раскольники предаются анафеме, то есть проклятию.

Вторая Неделя Великого поста называется седмицею светотворных постов. Церковь молится о благодатном озарении постящихся и кающихся. Пост становится очищением и освящением людей, посвящающих себя на служение Богу и Его Святой Церкви.

Третья Неделя Великого поста — Крестопоклонная. В это воскресенье Святая Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды крестной смерти Спасителя. В эту седмицу прославляется смирение.

В четвертую Неделю Великого поста Церковь ставит в пример святого преподобного Иоанна Лествичника, который молился много лет на Синайской горе и написал книгу «Лестница рая», где говорится о постепенном восхождении человека к духовному совершенству по лествице души, возводящей от земли к вечному совершенству.

В среду пятой седмицы на вечернем богослужении полностью читается Великий канон святого Андрея Критского и Житие Марии Египетской, которая своей жизнью уподобилась Ангелам.

Суббота пятой седмицы называется субботой Акафиста, а служба — Похвалой Пресвятой Богородицы. Читается акафист Пресвятой Богородице в честь избавления Ею в VII веке Константинополя от нашествия иноплеменников.

В пятое воскресение Великого поста Церковь прославляет святую Марию Египетскую и воспоминает евангельскую грешницу, которая дает христианам пример истинного покаяния. Всем существом почувствовала она свою нечистоту и недостоинство перед Спасителем, плакала, сокрушалась и обливала ноги Спасителя, лобызала и намащала их благовониями, а в это время душа ее очищалась и обновлялась. Христос сказал: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7, 47). Обратившись к ней, сказал: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7, 50). Вот что приносит покаяние кающемуся человеку.

В субботу шестой седмицы Церковь воспоминает чудо воскрешения Иисусом Христом Лазаря, почему суббота и называется Лазаревой субботой. В этом чуде Христос явил Свою Божественную силу и славу и уверение Своих учеников о Своем Воскресении и воскресении в день Суда Божия всех умерших.

Неделя ваий посвящается торжественному Входу Господа во Иерусалим, куда Он шел для страдания и Крестной смерти. Это двунадесятый праздник, который еще называется Вербным воскресением, потому что в этот день освящается верба и раздается всем верующим.

Затем следует Страстная седмица, посвященная воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий на Кресте, смерти и погребения. Каждый день этой седмицы называется Святым и Великим. В эти дни не совершается память Святых. Все наше внимание, вся жизнь наша в это время должны соединиться со страданиями Христа Спасителя. Люди особо строго постятся, стараются ходить в храм и вместе со всей Церковью, в церковных песнопениях, переживают страдания и смерть Господа Иисуса Христа.

Протоиерей Иоанн Монаршек

   |    Рубрика: Духовное Слово настоятеля храма протоиерея Иоанна Монаршека    |    Опубликовано: 18.03.2024