Наша церковь ежегодно 7 января/25 декабря (по ст. стилю) вспоминает великое событие – Рождество Христово. К этому празднику все верующие готовятся сорокадневным постом, известным под названием Рождественский. Еще в древности пророк Амос призывал народ встретить Бога достойно, говоря: «Приготовься к сретению Бога твоего, Израиль» (4, 12). Святая Церковь, подобно Амосу, призывает нас: «Христос с небес, срящите».
Всем нам доводилось встречать дорогих гостей. К их приходу мы готовились: наводили чистоту и порядок, заботились о вкусной еде, накрывали стол, надевали приличную одежду. Но в этот раз мы ждем прихода к нам Бога, а к Его приходу нужно приготовить душу. Не только дом, тело и одежду, но особенно душу, ее силы, ум, чувства, волю.
Все ветхозаветные пророки говорили о пришествии в мир Спасителя, о Его величайшем служении и любви, которую Он имеет к роду человеческому. Святая Церковь в своей материнской заботе о спасении людей открывает великую тайну Богоявления и указывает путь, на котором мы можем удостоиться того, чтобы рожденный от Девы Христос Спаситель родился и в наших сердцах, сотворив Себе обитель и в наших душах. Готовясь к Рождеству, мы должны пройти путь поста и очищения душ и телес наших.
Рождественский пост – первый из четырех годичных постов, установленных Церковью. Он называется также Филипповым постом, ибо начинается на следующий день после празднования 27 ноября памяти святого апостола Филиппа. Обычай поститься перед великими праздниками – древний, известный еще с апостольских времен. Целью и назначением поста являются очищение и обновление духовной жизни.
Рождественский пост уступает по строгости Великому посту. Но за пять дней до своего окончания он усиливается и приравнивается к Страстной седмице. А в последний день уставом предписывается полное воздержание.
На Востоке церковное значение поста было усилено, и грех нарушения поста был приравнен к ереси. С принятием христианства на Руси этот взгляд пришел и в Россию, в нашу Православную Церковь. Поэтому в ней пост пользуется особым уважением.
Надо сказать, что на Востоке посту покровительствовал закон. Так, в дни поста запрещались всякие зрелища, закрывались торговые заведения, где продавались мясо и вино, приостанавливалось судопроизводство. Во время поста особо развивалась благотворительность, рабы отпускались на волю. С приходом христианства в Россию все эти добрые обычаи пришли и к нам. Но, к сожалению, с умножением беззакония и ослаблением веры всё изменилось.
Уже давно было отмечено, что мясо в известной мере оказывает нежелательное воздействие на человека, хотя Господь, снисходя к людской немощи, разрешает животную пищу. Однако церковные правила ограничивают ее в употреблении, устанавливая посты. Цель поста многоразлична. Во-первых, послушание Богу через послушание закону и постановлениям Святой Церкви. Во-вторых, подражание Спасителю, который постился 40 дней перед выходом на общественное служение. Также это и подражание пророкам Моисею и Илии и древнему еврейскому народу, постившемуся перед принятием Законодательства.
Рождественский пост очень нам полезен. Главной его целью является помощь человеку в борьбе со страстями. Пост – это движение духа, борьба с ленью и изнеможенностью, расслаблением воли и тела. Это борьба за жизнь и свободу духа от привычного рабства страстям.
Чтобы встретить Великого Гостя – идущего к нам Спасителя, давайте достойно приготовимся к этой встрече. Потрудимся ради Бога, чтобы праздник Рождества Христова был для нас праздником радости и надежды на вечную жизнь. Аминь.
Протоиерей Иоанн Монаршек