Главная > Благочиние > Храмы Ивантеевского благочиния > Смоленский храм г. Ивантеевки
Алексей Никитич прожил сравнительно недолго, но память о нём продолжает жить в его творениях. Он навсегда увековечил своё имя, создав неповторимый храм, ставший одной из главных достопримечательностей будущего города Ивантеевки и центром его духовной жизни.
Вантеевская церковь стала первой значительной постройкой А.Н. Бакарева и, как показало время, главным творением его жизни. Архитектура храма выдержана в излюбленном с середины XVIII века стиле классицизма с элементами псевдоготики. Чёткая геометрия форм, красно-кирпичная кладка стен, чередующаяся с элементами белого камня, образуют богатый архитектурный декор и придают церкви торжественный и нарядный вид. Крестчатый в плане храм завершён низкой глухой ротондой и куполом с люкарнами; соединён с двухъярусной колокольней, увенчанной так же, как и храм, каменным шпилем. Здание церкви, ставшее памятником архитектуры, замечательно насыщенностью и разнообразием архитектурных и декоративно-художественных форм. Из нескольких типов окон выделяются стрельчатые, трехлопастные и фигурные. Выразительны карнизы большого выноса на массивных кронштейнах и гротескный рисунок люкарн.
Наряду с «готическими» мотивами в разработке стен использованы тонкие полуколонны коринфского ордера и порталы с висячей «гирькой». Несмотря на небольшие размеры церкви, архитектором были сделаны хоры, или балкон, на которых обычно размещались певчие или представители высших слоев общества, предпочитавшие молиться отдельно от простого народа.
По ступенькам в правой части храма и сейчас можно спуститься в холодный сырой туннель, который под центральной частью церкви расширяется, образуя небольшое подвальное помещение, а затем снова сужается. Этот подвал под церковью предназначался для технических и хозяйственных целей (там располагались духовые печи для обогрева церкви).
Строительство, которое курировал сам Алексей Никитич, длилось долгих пять лет. К весне 1808 г. здание однопрестольной церкви с двухъярусной колокольней было отстроено и освящено в честь Всемилостивого Спаса.
Прихожанами храма были фабричные крепостные крестьяне и приписные рабочие, привезённые Баташёвыми из разных мест для работы на фабриках. Спасская церковь стала центром застройки будущего города Ивантеевки: поселение отстраивалось и разрасталось вокруг духовной святыни — местные жители селились вблизи своего храма.
В 1763 году эти промышленники получили право продавать свои изделия во всех российских городах. Баташёвы оперативно изучали потребности внутреннего рынка и быстро перестраивали свои производства на выпуск изделий, имеющих большой спрос. Большие прибыли приносили и военные заказы на производство разного вида оружия и вооружений. Кроме работы в металлургической промышленности, Баташёвы скупали мельницы, мукомольные и полотняные заводы.
Для наиболее предприимчивых представителей этой фамилии не существовало никаких законов и указов правительства. Баташёвы нарушали запрет на покупку крепостных крестьян и приобретали их тысячами. Собирали беглых и безжалостно эксплуатировали их, отчего среди баташовских работников была очень высокая смертность.
Династия Баташовых была очень обширной. Наиболее удачливые и богатые из них в конце XVIII века сумели получить дворянское звание. Первым его получил Александр Степанович Баташёв. Он же стал первым из своего рода, кто занялся благотворительностью. А.С. Баташёв создал фонды и приюты для обедневших и обездоленных людей, для малолетних преступников, брошенных детей, создал даже приюты для животных и птиц.
В 1783 г. Иван Родионович и его брат Андрей Баташевы получили дворянство и в том же году поделили между собой семейное хозяйство, доставшееся им в наследство от отца в 1754 г. Заводы Баташёвых выпускали свыше 10% металла в России и 50% металла и изделий из него в европейской части России. К Ивану Родионовичу отошли железоделательные и чугунолитейные заводы с центром производства в Нижегородской губернии. С 1800 по 1821 г. предприятия И.Р. Баташёва постепенно перепрофилировались на выпуск бытовых товаров и оборудования для промышленности: паровых машин, литой стали, ножниц для резки чугуна и пр. Благодаря грамотному руководству производством и внедрению изобретений, сделанных заводскими мастерами, продукция заводов Баташёва являлась одной из наиболее качественных в стране и насчитывала свыше 85 наименований.Сёла Вантеево и Копнино и три фабрики в них с 1775 по 1791 год принадлежали дворянину Александру Филипповичу Угримову. В 1791 году Иван Родионович Баташёв и его жена Елизавета Осиповна (Иосифовна) (1759-1833), будущая устроительница Спасского храма, приобрели селения Вантеево и Копнино с фабриками (где было три производства: полотняное, бумажное и обойное) и владели ими до 1831 года. Елизавета Осиповна была дочерью купца 1-й гильдии О. Я. Москвина.
Продолжая руководить крупным заводским производством, Иван Родионович передает управление подмосковным имением Вантеево-Копнино с фабриками своей жене. Елизавета Осиповна владела также соседним селом Богослово. Писчебумажная фабрика выпускала 22 000 стоп писчей, оберточной и обойной бумаги в год.Супруги Баташёвы, по-видимому, давно решили построить в селе Вантееве храм, потому что, как можно предположить, они часто приезжали сюда на летний отдых. Окрестная природа была чудесной, вода в реке Уче — кристально чистой. Супруги уже построили для себя на ее берегу двухэтажные дома, в которых, предположительно, родился писатель и актер И.Ф. Горбунов.
(Об этом говорит надпись на фотографиях, хранящихся в Государственном архиве литературы и искусства.) К этому времени первый в селе деревянный храм, построенный еще в 1748 г. Прасковьей Васильевной Евреиновой в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, обветшал. Елизавета Осиповна решила построить рядом со старой новую каменную церковь. Для этого Баташевы пригласили архитектора А.Н. Бакарева.Для устройства пола на паперти и в притворе вантеевского Спасского храма были использованы чугунные половые плиты, выплавленные в 1803 г. на одном из принадлежащих Ивану Родионовичу железоделательных заводов в Выксе. Последняя уцелевшая от той эпохи плита размером 50×50 см сейчас хранится в Пушкинском краеведческом музее.
Баташевы создавали больницы, приюты, бесплатные столовые, помогали возводить Большой театр и даже зоопарк на Пресне. Венцом жизни Ивана Родионовича можно назвать построенный им в 1798-1802 гг. для своей семьи по проекту Р.Р. Казакова в Москве, на Таганском холме, знаменитый баташевский дворец. Она существует и по сей день и является выдающимся памятником эпохи классицизмав, в ней теперь размещается Яузская больница.Иван Баташев вел строительство на собственные средства и с истинно фамильным размахом, скупив участок в шесть переулков – это было одно из самых больших частных владений в старой Москве. О доме говорили: «Что только может выдумать хороший зодчий, то все найдется в архитектуре этого роскошного барского здания». Есть версия, что уже тогда Баташев намеревался подарить его любимой внучке, и Таганная улица украсилась памятником «сказочным по архитектуре и красоте», который не обходил и не обходит вниманием ни один путеводитель.
Много лет спустя в этом дворце искали потайные ходы. Игнатий Стеллецкий, археолог, искавший библиотеку Ивана Грозного, обследовал этот дом после революции. Обнаружились каземат с двумя скелетами, один из которых был прикован к стене, а также многочисленные ниши в стенах, являвшиеся, по мнению Стеллецкого, каменными мешками. Однако имеются объяснения и на сей счет — это могли быть узники времен нашествия Наполеона.
изображения не найдены
В 1812 году хозяину пришлось спешно покинуть свое владение — в его дворце устроил себе резиденцию наполеоновский маршал Иоахим Мюрат, чьи войска первыми вошли в пустую Москву. Ставка Мюрата спасла баташевский дворец от пожара. Когда пламя разгорелось около Яузского моста, французские солдаты вместе с русскими отстояли дворец. Баташев же оставил в доме всю челядь и приказчика, который подробно описывал ему в посланиях все, что происходит во дворце. А непрошеные гости не церемонились. Расположившись на постой, они потребовали ужин и постель. В доме нашлась одна сайка, которую отдали Мюрату, а остальным — ничего.Легенда гласит, что из уважения к знаменитому генералу М. А. Милорадовичу, приходившемуся Баташеву родственником, Мюрат нарушил приказ Наполеона и не взорвал усадьбу после своего ухода – она была единственной в Москве, уцелевшей в пожаре 1812 года. Однако не пощадил соседнюю Симеоновскую церковь, только что отстроенную на деньги Баташева. Да и самому дому был нанесен такой ущерб, что хозяин, вернувшись, потратил 300 тысяч рублей серебром на его восстановление.
Иван Родионович владел заводами в Тамбовской, Владимирской и Нижегородской губерниях, а также огромными лесными массивами. В имениях И.Р. Баташова работало 17 тысяч крестьян и работных людей. Иван Родионович имел сыновей, но они у него умерли рано. Умерла и первая его жена. От сына Ивана осталась девочка Дарья. Иван Родионович воспитывал ее вместе со второй женой Елизаветой Осиповной. Когда Дарья выросла, то дед отдал ее в 1817 году замуж за генерала, участника Отечественной войны 1812 года, Д.Д. Шепелева, чей портрет украсил Военную галерею 1812 года в Зимнем дворце, а имя было занесено на мемориальную плиту в галерее храма Христа Спасителя. Его далекий предок, немец Шель, прибыл в Россию на службу еще к Дмитрию Донскому, а сам генерал Шепелев участвовал в знаменитых сражениях при Тарутино, Малоярославце и селе Красном, где ход Отечественной войны был переломлен, и началось изгнание Наполеона из России. Иван Баташев прожил 90 лет, оставив свое огромное состояние вместе с московским домом на Яузе и Выксунскими заводами любимой внучке Дарье Ивановне. Приданое Дарьи Баташевой не имело себе равных. После кончины ее деда в 1821 году генерал Шепелев получил и этот московский дом, отныне именуемый Шепелевским. Генерал был очень хлебосольным хозяином, угощавшим тут на своих зимних обедах всю Москву, а в 1826 году у него останавливался посол Великобритании герцог Девонширский, приехавший на коронацию Николая I. Шепелев же стал управляющим Выксунских заводов, где сумел модернизировать производство, но не смог остановить надвигавшийся крах. После его смерти в 1841 году и разорения Шепелевых опекуном был назначен полковник В. А. Сухово-Кобылин (отец известного писателя), установивший на заводах новое управление. Дочь Шепелевых Анна вышла замуж за князя Льва Голицына, и дом оставался в их владении. После смерти хозяев усадьбу в 1876 году выкупил город под больницу для чернорабочих.Иван Родионович Баташёв имел характер твердый, постоянный, ум наблюдательный, рассудок здравый, хотя не пылкий. Обдумав что-либо основательно, он принимался за дело и оканчивал его, несмотря ни на какие затруднения. Сердце его легко раскрывалось человеколюбию и чувствованиям дружбы и благодарности. В домашней жизни он любил мир и тишину, оттого на вещи неважные смотрел сквозь пальцы. Не получив тщательного воспитания, он заменял оное любовию к чтению, читал с выбором и пользою, покровительствовал наукам и художествам. Был бережлив, но жил всегда без скупости, не жалел тратить важных сумм на дельное. И еще одно. Иван Родионович любил все русское и позволял своим художникам изобретать, делать пробы и опыты для достижения совершенства.
Красота баташевского чугунного литья была непревзойденной. В Выксунском музее поражает литой горельеф — копия «Тайной вечери» Леонардо. На их заводах, в основном, в Сноведи, в то время были изготовлены фигурные фонтаны для Театральной и Воскресенской площадей Москвы, винтовые лестницы для Строгановской церкви в Нижнем и для Арсенала Московского Кремля, ворота и решетка для московских Провиантских складов и чугунные напольные плиты для церкви Всех Скорбящих Радость, что на Ордынке. А верхом совершенства были фигуры для московской Триумфальной арки, включая летящую вздыбленную шестерку коней, запряженных, кстати, в настоящую колесницу, которая способна катиться и поворачиваться… Да и по всей России несутся, постукивая по рельсам чугунным, колеса, отлитые в Выксе на бывших баташевских заводах…Иван Родионович Баташев скончался 28 января 1821 года. Отзывы об Иване Родионовиче свидетельствуют, что был он хотя и «не без хитрости», но человеком скромным, честным и добрым, ведь недаром же, когда он умер, рабочие его заводов поставили ему на свои деньги надгробный памятник с надписью «Отцу-благодетелю от детей-подданных». Место его погребения, увы, не сохранилось. В советское время его могилу раскопали, косточки разбросали, а само место сравняли с землей. От величественной гробницы не осталось следа. Не так давно могильную плиту, уже растрескавшуюся, добрые люди случайно нашли на баташевском заводе под каким-то станком, куда ее подсунули, чтоб не качался. Теперь она хоть и не на своем месте, но в музее…
Наша молитвенная память и благодарность заводчикам и фабрикантам Баташёвым, которые своим тщанием и усердием подарили для всех последующих поколений ивантеевцев дом Божий. Возведённый храм стал для сельчан настоящим духовным и просветительским центром.
Клировые ведомости (послужные списки духовенства), сохранившиеся в государственных архивах, содержат немало интересных сведений о штате церкви во имя Всемилостивого Спаса в Вантееве. Священнослужители Спасского храма происходили из семей провинциальных церковнослужителей, проживавших в глубинке, испокон веков бывшей основой русского благочестия и нравственности. Образованность и тяга к просветительской деятельности — характерная особенность священства Спасской церкви.
20 июля 1832 г. Высокопреосвященнейшим митрополитом Филаретом переведён в Спасскую церковь. С 1822 г. исполнял обязанности благочинного округа, а с 1824 по 1832 г. совмещал их с должностью «попечителя о бедных духовного звания». 28 января 1835 г. был определён духовником округа. В семье батюшки Никифора и матушки Анны Михайловны (род. в 1798 г.) было трое детей: старший сын Николай учился в Московской семинарии, дочь Олимпиада была обучена чтению и письму, а младший сын Василий получал знания в Спасо-Андроньевском уездном училище. Отец Никифор организовал первую в Вантееве церковно-приходскую школу для крестьянских детей, и сам в ней преподавал. У него учился наш земляк — писатель и актёр Иван Фёдорович Горбунов, родившийся 22 сентября 1831 года в селе Вантеево и крещенный 25 сентября в церкви на Копнинской бумажной фабрике, которая сейчас известна как церковь иконы Смоленской Божией Матери. Священник обратил внимание родителей на природные дарования Вани, ставшего впоследствии писателем, замечательным рассказчиком и артистом. Иван Горбунов был знаком с известными литераторами XIX века, такими, как: Л.Н. Толстой, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и другими. По воспоминаниям знавших его, Горбунов был очень отзывчивым человеком, участвовал в благотворительных делах «в пользу гимназистов, студентов». Не раз он помогал родному селу, своей школе.
Семья была большая: брат Орест, сестры Елизавета и Капитолина. Из писем вырисовывается картина исключительно теплых семейных отношений, проникнутых благоговением перед родителями. Приняв, например, решение поступать на службу в Александринский театр, Иван Федорович пишет родным 22 апреля 1855 года: «Прошу у Вас и у маменьки благословения на большое и серьезное дело. Маменька помолится обо мне Преподобному Сергию, и я уверен, что дело кончится прекрасно… Ваш покорный сын и преданный друг». Видно, что отец был образованным, просвещенным человеком для того времени, и сын делился с ним новостями своей жизни. Иван Горбунов поступает в Императорский Александринский театр, в котором прослужил 40 лет, сыграл 54 роли, получил полное признание на сцене. Не случайно в 1887 году ему была назначена пенсия как артисту I разряда. Кроме того, он был удостоен «Золотой медали на ленте «Ордена Святого Станислава». Многие герои рассказов Горбунова любят родную природу и родной край, как любил это и автор, никогда не забывавший о своей малой родине. Главным же местом, куда тянулся Иван Фёдорович, было Вантеево. Свою любовь к родному краю он подтверждал делами: несколько раз присылал книги в сельскую школу, где обучалось тогда 50 детей, дарил книги священнику и сельчанам (учитель писал: «…чуть ли не в каждом доме имеется твой дар и с ним память к тебе»), принимал участие в украшении храма, хлопотал о награде священнику – о «крестике» за его 20–летнюю службу в селе Вантеево.Какие места, связанные с Горбуновым, сохранились в нашем городе? — Церковь иконы Божией Матери, дом фабриканта Лыжина, сельские улицы, по которым гулял Горбунов: Новая Слобода, улица Карла Маркса, Трубниковская и почти совсем уничтоженная Рощинская. Особенно любил Иван Фёдорович старый сад. Сейчас его остатки можно видеть между церковью и улицей Садовой за КДЦ «Первомайский». Сохранились два дома в Детском проезде (правда, в плачевном состоянии).
Иван Фёдорович Горбунов прожил очень интересную жизнь. Кроме многих актёров и писателей, он был знаком с композиторами, художниками. Известно, что Иван Фёдорович — глубокий знаток русской песни — был замечен великим русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским, посвятившим Горбунову фортепианную пьесу«В деревне». А Горбунов сообщил композитору музыкальную тему, которая использована в опере «Хованщина» в песне Марфы «Исходила младешенька». Приметы родного края есть во многих рассказах И. Ф. Горбунова. Малая родина занимает в них такое же место, какое занимало в его сердце.
В 50-х годах XIX века на Копнинской бумажной фабрике случился пожар, от которого сильно пострадала и Спасская церковь. Огонь уничтожил крышу, купол и все внутреннее убранство храма. Строителям пришлось возводить многострадальную церковь практически заново. Старались ли они восстановить первоначальный вид храма и достигли ли этого — мы, к сожалению, не знаем. После постройки храма на прицерковной территории постепенно стали появляться захоронения — прежде всего первых настоятелей и членов их семей. Со временем вокруг храма сформировалось небольшое кладбище.Прослужил отец Никифор в Спасской церкви 26 лет.
В 1858 г., после кончины батюшки, его сменил Иоанн Васильевич Озерецковский — священник и педагог. Во иерея он был рукоположен в 1853 г. К большому сожалению, пожар уничтожил архивные документы этого периода. Единственным, но богатым источником информации о батюшке являются сохранившиеся письма И.В. Озерецковского к его другу И.Ф. Горбунову.
В рассказе «Канун Рождества» И.Ф. Горбунов так описывает своё любимое село: «На пригорке, окружённом сосновым лесом, стоит село Копнино… Большая церковь старинной архитектуры обнесена вековыми липами; барский каменный дом стоит без жилья. Село старинное… Грамотных в селе очень много; есть даже начётчики… Просвещение в селе и в окружности насадила и укрепила старушка помещица Елизавета Осиповна. Она любила благолепие храма Божьего и имела свой хор из дворовых людей…»
Как видно из письма отца Иоанна к И.Ф. Горбунову за октябрь 1876 г., батюшка тоже любил Вантеево и свою церковь: «Храм мой, благолепие которого составляет для меня единственную утеху и к благолепию коего нашёл в вас, добрый Иван Фёдорович, также христианского ревнителя, молитвы Царицы Небесныя, великия Ходатаицы — видимо благоукрашается и обогащается. Снаружи храм так хорош, со вкусом выкрашен Лыжиным, что по общему отзыву как прихожан, так и посетителей сторонних, один из лучших в уезде. Теперь святыня наша похожа на монастырь».
Известно, что после окончания Отечественной войны 1812 г., завершившейся славной победой русского оружия, многие новопостроенные в России храмы освящались в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, перед которой молился фельдмаршал М.И. Кутузов и просил благословения для русской армии перед решающим Бородинским сражением. В Спасской церкви хранился местночтимый образ Смоленской иконы Божией Матери. Эта особо почитавшаяся Богородичная икона была Покровительницей вантеевской земли. Именно поэтому праздник Смоленской Одигитрии — 28 июля (10 августа) — отмечался в Спасском храме с такой же торжественностью, как престольный.Отец Иоанн Озерецковский внёс большой вклад в дело развития народного просвещения на селе. С 1872 по 1879 г. в Вантееве при Спасском храме трудами батюшки была организована и открыта церковно-приходская школа, которую ежегодно посещали 50-60 детей из семей крестьян и рабочих. Учительствовал в ней сам отец Иоанн, отличавшийся хорошими знаниями истории, литературы и искусства. Неоценимую помощь в этом благородном деле оказывал священнику И.Ф. Горбунов, присылавший по просьбам батюшки учебные и канцелярские принадлежности, книги церковного содержания, учебники и сочинения русских писателей, в том числе и свои произведения. Иван Фёдорович жил в Петербурге, поэтому его посильная помощь для школы доставлялась в село через московского купца Александра Ивановича Лыжина — владельца тонкосуконной фабрики в Вантееве. Отец Иоанн и дети благодарили И.Ф. Горбунова и горячо молились за своего благодетеля. Почти в каждом вантеевском доме появились книги. Детей в школе становилось всё больше.
Из писем священника вырисовывается его образ — человека высоких нравственных качеств, высоких требований к людям. «Я свято чту твоё завещание: быть народным учителем — святое дело», — пишет он Горбунову. И ещё: «По твоему слову, я было предложил причту и церковному старосте устроить при церкви училище безплатно для бедных детей».
С 1871 г. владельцами суконной фабрики в Вантееве и содержателями сельской церкви были купцы Лыжины. Семейное производство передавалось по наследству от отца Ивана Тимофеевича к сыну Александру Ивановичу, а затем к внуку Владимиру Александровичу (в 1918 г. фабрика была национализирована). Эти предприниматели на протяжении почти полувека были связаны с Вантеевом, и приходским священникам приходилось сотрудничать и считаться со взглядами храмоздателей.
К 1870-м гг. Спасская церковь всё ещё оставалась холодной, летней, поэтому зимой богослужения в ней совершались только по большим праздникам. Отец Иоанн неоднократно обращался с просьбами к А.И. Лыжину об установке в храме отопительных печей, чтобы обезпечить тёплые, комфортные условия для проведения регулярных служб. Александр Иванович выделил необходимые средства для строительства духовых печей для обогрева церкви. Печи были поставлены в подвале, от них в церковь проходил согретый воздух, пол был тёплым. Торговый дом купцов Лыжиных финансировал и отопление храма: первоначально печи топили дровами, но уже в конце XIX века перешли на уголь. По окончании устройства печей принимать проделанную работу из Москвы приехал и сам А.И. Лыжин с семейством, и представители Московской духовной консистории. Отцом Иоанном был отслужен торжественный благодарственный молебен во здравие благотворителя Александра Ивановича и всех присутствовавших.В 1879 г. отец Иоанн покинул Спасский храм, в котором прослужил 21 год, но всегда надеялся вернуться в полюбившееся ему село и просил И.Ф. Горбунова при случае содействовать в этом: «Если я поступлю на место, то всегда готов поменяться местами на Вантеево» (из письма за октябрь 1882 г.).
После отъезда отца Иоанна на вантеевский приход был назначен молодой батюшка — Григорий Стефанович Станиславлев.Новый настоятель Спасского храма родился в Московской губернии в 1857 г. в семье священника. В 1879 г. Преосвященным Амвросием, епископом Дмитровским, «произведён и рукоположен в священники ко Спасской церкви». С 1880 г. в новой земской школе села Вантеева работал в должности законоучителя. Священник Григорий Стефанович и матушка Елизавета Васильевна воспитали четверых детей: Николая, Константина, Сергея и Елизавету — и дали им хорошее образование. Дети росли в дружной, интеллигентной семье. Отец Григорий был тоже дружен с И.Ф. Горбуновым, встречался с ним и принимал его у себя дома. Сыновья батюшки Григория продолжили просветительскую деятельность отца. В начале 1920-х гг. Николай Григорьевич Станиславлев был директором Ивантеевской школы № 1, но рано скончался. Константин Григорьевич переехал в Пушкино, где преподавал долгие годы вместе со своей супругой Лидией Акинфовной.
Сын отца Григория, Сергей Григорьевич, в 1900 г. окончил Донское духовное училище, в 1906-м – Московскую духовную семинарию и женился на дочери священника Знаменской церкви в селе Перово Николая Петропавловского, Александре. Несколько лет он был преподавателем, а в 1910 г. был рукоположен во диакона к одному из храмов в Сергиевом Посаде, затем перешел служить в Москву, в домовый храм при Вдовьем доме. После революции, когда начались гонения на Русскую Православную Церковь, он некоторое время служил в Вознесенском монастыре, затем в 1921 г. в Спасской церкви в селе Тешилово Клинского района Московской области, а с 1924 г. – в храме Рождества Богородицы во Владыкино. Был возведен в сан протодиакона. В 1937 г. был арестован и по ложному обвинению был отправлен в составе большого этапа на Дальний Восток. Протодиакон Сергий Станиславлев скончался от голода в Амурлаге 16 ноября 1942 г. Определением Священного Синода от 27 марта 2007 г. причислен к лику Святых http://www.rpb-v.ru/pokr_li.html.Дочь Елизавета в 16 лет была выдана замуж за Виктора Петровича Горитовского — будущего священника Спасской церкви.
Постепенно расширялась территория прицерковного кладбища. К концу XIX века его площадь составляла «57 саженей в длину и 30 саженей в поперечнике», или 121 х 64, 9 м.
Батюшка Григорий прожил недолгую жизнь и умер в 1905 г., прослужив в храме 26 лет. Около стен Спасской церкви находится семейное захоронение священников Станиславлевых — отца Стефана, отца Григория и его матушки Елизаветы. Следующим настоятелем храма стал зять Григория Стефановича — молодой батюшка Виктор Петрович Горитовский.
Батюшка Виктор прослужил в Спасской церкви 17 лет. Вся его пастырская жизнь так же, как и у отца Григория Станиславлева, была непосредственно связана с Вантеевом и его храмом.
Нищета и разруха, вызванные Гражданской войной, привели летом 1921 г. к великому голоду, которого Россия еще не знала. Согласно постановлению ВЦИК от 23 февраля 1922 г. все местные Советы должны были произвести изъятие «из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий по описям и договорам, драгоценных предметов из золота, серебра и камней» с последующей передачей в фонд помощи голодающим. Но не судьба миллионов страдающих от голода людей безпокоила новую власть, а стремление уничтожить Русскую Церковь как социальный институт, чтобы навсегда сломить волю православного народа. Эта кощунственная кампания должна была нанести мощный удар по Церкви, дискредитируя её морально и уничтожая физически. Начиналась великая Голгофа Русской Православной Церкви.
Насильственная кампания по изъятию церковных ценностей под предлогом помощи голодающим Поволжья началась в Московской губернии в начале 1920-х гг.
Драма произошла 6 мая 1922 г. при конфискации церковного имущества из Спасского храма. Восстановить печальные события того дня удалось по воспоминаниям сыновей отца Виктора — Валентина и Владимира Горитовских, знавших эту историю из рассказов матушки Елизаветы Григорьевны. Прибывшие в Ивантеевку экспроприаторы во главе с товарищем Цурковским встретили отпор верующей общины и нежелание подчиниться безбожникам, безцеремонно прервавшим Божественную Литургию. Отец Виктор просил ворвавшихся в алтарь красноармейцев разрешить ему дослужить Литургию. Конфисковать церковные ценности экспроприаторам не удалось, потому что верующие встали на защиту своего храма. Чекисты начали избивать прихожан. Отец Виктор остановил начинающееся кровопролитие, уговаривая всех успокоиться и разойтись с миром. Чекисты собирались арестовать священника, но прихожане заступились за своего пастыря и не позволили его забрать, собрав народ колокольным звоном. Смиренный батюшка убедил безбожников приехать за ним вечером, когда всё успокоится и народ разойдётся по домам. Чекисты отступили.
Вечером того же дня на пороге дома, где жил отец Виктор, вновь появились представители уездной комиссии по изъятию ценностей.
Представители Московской уездной комиссии 6 мая 1922 г., приняли из Спасского храма ценности для передачи в Гохран. Закончив изъятие, сотрудники ВЧК забрали с собой отца Виктора и двух мирян — Кузовкова и Шорникова (их имена неизвестны), которые, по всей видимости, самым активным образом противились безбожникам.
После ареста матушка поначалу не знала, где находится её супруг. Затем выяснилось, что содержат отца Виктора под стражей в Бутырской тюрьме. Заключение было для батюшки недолгим. Отца Виктора убили в тюрьме без всякого следствия и суда. Через две недели после ареста 21 мая 1922 г. в Спасский храм привезли закрытый гроб. Чекисты утверждали, что батюшка скончался от болезни, но открывать на похоронах крышку гроба запретили. Ни матушка, ни прихожане поверить в такую скоропостижную смерть не могли. По воспоминаниям старожилов, ночью во время чтения Псалтири над усопшим, прихожане, воспользовавшись моментом, когда охранявший гроб красноармеец задремал, открыли крышку и увидели, что голова покойного батюшки прострелена.
Отпевали безвинно убиенного пастыря в Спасском храме на следующий день, 22 мая, и захоронили около южной стены родной церкви, рядом с могилой тестя, священника Григория Станиславлева. Это было одно из последних захоронений на прицерковном погосте.
О дальнейшей же судьбе двух арестованных вместе с отцом Виктором прихожан, уроженцев Вантеева, до сих пор пока ничего не известно. Из заключения они так и не вернулись и разделили печальную участь миллионов людей, невинно пострадавших от большевистского террора. Остаётся только добавить, что Кузовков (по отчеству — Васильевич) был старшим братом Павла Васильевича Кузовкова, будущего новомученика ивантеевского. Про мирянина Шорникова известно лишь, что его жена Анна Ивановна Шорникова долгое время работала в храме просвирницей.
Протоиерей Аркадий Александрович Машков, возглавивший приход Спасского храма после отца Виктора, пожалуй, в самый тяжёлый период, родился 20 февраля 1881 г. в деревне Пруссы Коломенского уезда Московской губернии в семье священника. Своё служение в ивантеевском Спасском храме отец Аркадий начал в 1923 г. За его пастырской деятельностью постоянно следила волостная милиция и писала доносы в Управление Московской уездной милиции при НКВД РСФСР.
В апреле 1934 г. отца Аркадия перевели в другой храм. Здесь, в поселке Сосновый Бор (ныне — в черте посёлка Обухово Ногинского района), священника окончательно арестовали 11 января 1937 г. и привлекли к уголовной ответственности «за контрреволюционную агитацию».
В наше время он был реабилитирован в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий».
Безстрастные документы свидетельствуют о первой попытке закрытия Спасского храма в 1928-1929 гг. Храм предполагалось переоборудовать уже не под ясли, а под фабричный клуб. Православная община верующих мужественно отстаивала свою родную церковь. 4 июня 1929 г. уполномоченные от ивантеевской приходской общины И.Р. Варыгин и В.А. Домнин подали специальное заявление в Моссовет с просьбой оставить Спасский храм в пользовании верующих.
Удалось собрать свыше 950 подписей православных людей, радевших о спасении своей церкви (почти половина всей численности населения посёлка!), и приложить эти подписи к тексту заявления. Соборная молитва тех мужественных людей помогла отстоять родной храм и продлить в его стенах духовную жизнь ещё на несколько лет.
В марте 1937 г. из Тверской области в Ивантеевку приезжает новый батюшка — будущий священномученик митрофорный протоиерей Александр Андреевич Вершинский. Отец Александр родился 6 марта 1873 г. в селе Кунганово Старицкого уезда Тверской губернии в семье дьякона.
Нелёгкий жизненный путь, указанный Господом, привёл тверского батюшку в Спасский храм, чтобы в будущем прославить новомучеником ивантеевским — святым покровителем города Ивантеевки. Всего неполных девять месяцев успел прослужить батюшка в Спасской церкви: 21 ноября 1937 г. его арестовали по обвинению в организации при храме контрреволюционной группы. Из материалов дела видно, что служил отец Александр с особым старанием. Батюшка устраивал торжественные службы в праздничные дни, часто говорил проповеди, чем быстро завоевал любовь среди прихожан. На службах он призывал верующих чаще ходить в храм. Василий Васильевич Варыгин на допросе называет священника наставником.
Дьякон Якиманский рассказывал следователю: «В апреле месяце в доме гражданина Суслина (бывшего кулака) Вершинский, обращаясь к посторонним, говорил: «Празднования надо участить и сопровождать крестными ходами, этим мы больше привлечём на свою сторону верующих…»
Трудно себе представить, что упоминание в проповеди истории библейского царя Давида и византийского царя Константина, старание избежать столкновений с комсомольцами во время крестных ходов, сетование на строгость властей к священству стали причиной гибели священника. Гибели телесной, но не духовной. Это видно из материалов его дела, которое хранится в Государственном архиве РФ. По правилам ведения допроса Александр Вершинский заверял свои ответы следователю собственной подписью.
Подписью были заверены слова, свидетельствующие о его верности Церкви и Господу. Он не отрёкся от Православия.
23 ноября 1937 г., через два дня после ареста батюшки, сотрудники НКВД забрали двух мирян, близких по духу отцу Александру прихожан: председателя церковного совета храма Павла Васильевича Кузовкова (1875-1937) и бывшего секретаря ревизионной комиссии при церковном совете Николая Ивановича Копнинского (1876-1938).
Заключённые в Таганскую тюрьму отец Александр Вершинский и Павел Васильевич Кузовков после недели допросов на скором суде тройки НКВД СССР 1 декабря 1937 г. были обвинены в организации контрреволюционной деятельности и приговорены к расстрелу. Через неделю, 8 декабря 1937 г., отец Александр и Павел Кузовков были расстреляны и похоронены в общей безвестной могиле на полигоне НКВД «Бутово» под Москвой.
Николая Копнинского приговорили к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 15 марта 1938 г. он умер в ИТЛ в г. Мариинске Кемеровской области.
Определением Святейшего Синода от 22 февраля 2001 г. Собор Новомучеников и Исповедников Российских, пострадавших за веру Христову в XX веке, пополнился именами священномученика Александра и мученика Павла, а 17 июля 2001 г. сонм новых Святых был дополнен именем мученика Николая. Первая служба, посвящённая их памяти, торжественно прошла в Смоленском храме 24-25 декабря 2001 г. Отныне день 8 декабря (по нов. стилю) стал особым праздником прихода.
На иконе ивантеевских мучеников, написанной сергиево-посадскими иконописцами к прославлению, священномученик Александр, как настоятель, в левой руке держит уменьшенную модель Спасского (Смоленского) храма, благочестивыми прихожанами которого были мученики Павел и Николай — коренные жители Ивантеевки. Наши исповедники храмы душ своих уподобили храмам Божьим, за что и получили в награду от Бога безценные мученические венцы. На крови великого сонма Новомучеников возрождается Русская Православная Церковь.
Память священномученика Александра и мученика Павла совершается в день их смерти — 8 декабря, а также, как и память мученика Николая, в день празднования Собора Новомучеников и Исповедников Российских — 7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, а если этот день с воскресным днем не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 7 февраля.
Атеистически настроенные жители рабочего посёлка Ивантеевки, омраченные государственной антирелигиозной пропагандой, после своей первой неудачной попытки закрыть Спасский храм отступать не хотели. Весной 1936 г. на собрании, созванном местными активистами по вопросу о закрытии церкви, рабочие и служащие трёх ивантеевских фабрик (а верующих среди собравшихся было очень мало) постановили храм закрыть и заручиться поддержкой в Ивантеевском поселковом Совете. На очередном пленуме поссовета во главе с его председателем С.Ф. Грузиновым решение рабочих полностью одобрили и выделили 151 тыс. рублей для ремонта и переоборудования здания церкви под пионерский клуб.
Православные верующие люди тоже предпринимали усилия для предупреждения закрытия Спасской церкви. Но отстаивать храм в условиях усилившихся гонений безбожников на Русскую Церковь в злополучном 1937 г. становилось всё труднее.
Весной 1938 г., в Великий пост, Спасский храм был окончательно закрыт местными властями, и его начали «переоборудовать» под пионерский клуб.
В это же время, 2 февраля 1938 г., Постановлением ВЦИК РСФСР рабочий посёлок Ивантеевка был преобразован в город. Таким образом, новосозданный город сразу лишился своего единственного храма, который на протяжении ровно 130 лет был для ивантеевцев главным духовным прибежищем в жизни.
Именно благодаря глубокому почитанию Смоленской иконы Божией Матери, намоленной нашими православными ивантеевскими предками, в народной памяти за Спасским храмом закрепилось название Смоленского — в честь местночтимого образа Смоленской Одигитрии. Под таким новым названием и начали добиваться открытия церкви в середине 1980-х гг. верующие ивантеевцы. Самое активное участие в деле возвращения храма городу и его жителям приняли К.П. Тимофеев, С.Л. Суслин, И.П. Домнин, П.Ф. Петрикеева, Е.А. Гусарова, Л.А. Гусарова, Л.И. Арсёнова, А.М. Кузовкова, Л.Л. Суслина-Дударова и многие-многие другие. Большая благодарность этим людям от всех горожан за настойчивость и терпеливое преодоление трудностей, с которыми пришлось столкнуться. Наконец в ответ на письменное обращение церковной общины 10 марта 1989 г. Совет по делам религий при правительстве СССР вынес постановление: «Передать религиозному обществу Русской Православной Церкви города Ивантеевки Московской области здание церкви Смоленской иконы Божией Матери для молитвенных целей».
Однако местные власти выполнять распоряжение союзного органа не спешили. Поэтому день Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, 10 августа, пришлось праздновать при закрытых дверях храма. Собравшиеся возле него несколько сотен верующих людей со слезами на глазах возносили соборные молитвы, прося у Царицы Небесной заступления и помощи. Наверное, это был самый трогательный престольный праздник за всю историю храма, вселявший теплую надежду на лучшее. К этому времени было собрано около пяти тысяч подписей в поддержку открытия церкви.
16 сентября 1989 г. ветхие двери храма были вновь открыты для молитвы. В считанные дни до праздника Рождества Пресвятой Богородицы в храме и на прилегающей к нему территории был наведён посильный порядок. А сколько ещё предстояло потрудиться для возрождения православной святыни! Промыслом Божиим первый водосвятный молебен с акафистом Божией Матери, посвящённый Богородичному празднику и открытию храма, был отслужен 21 сентября, в день Рождения Пресвятой Девы Марии. Ощущалось молитвенное благословение самой Царицы Небесной: «По вере вашей да будет вам!»
Приведём рассказ, относящийся к этому времени, составленный по воспоминаниям старейшей прихожанки храма Таисии Афанасьевны Марковской (в советское время она работала учителем в ивантеевской школе № 4), с дополнениями Константина Петровича Тимофеева, Анны Ивановны Токаревой и других прихожан.
«Приехали мы в Ивантеевку в 1932 году — мне было тогда 10 лет. В 1938-м храм закрыли. В 1986 году в Ивантеевке неофициально организовалась двадцатка верующих, куда вошли Екатерина Афанасьевна Гусарова, Пелагея Фёдоровна Петрикеева, Елена Алексеевна Титова, Константин Петрович Тимофеев, монахиня Марфа Филипповна Макурова, Лидия Алексеевна Филитова, Лидия Ивановна Арсёнова, Анна Ивановна Токарева. Узнав, что в храме собираются расположить городской музей, начали хлопотать. Едва ли не каждую неделю ездили в Москву в Совет по делам религий при Совете Министров РСФСР — Гусарова, Петрикеева, Титова, Филитова, Токарева. Три года мы хлопотали об открытии храма. Ничего не получалось. Тогда обратились с заявлениями к Р.М. Горбачёвой, к космонавтам А.И. Иванченкову и В.В. Терешковой, к академику Д.С. Лихачёву и даже к редактору журнала «Огонёк». Обращались и к городским властям. Но руководители города упорно отказывали, говорили, что ничего нам не удастся добиться.
6-7 августа 1989 года горисполком собрал жителей города, депутатов горсовета и верующих в Первомайском клубе. Тема собрания: быть музею или церкви. Я была на этом собрании. Вышел председатель горисполкома и сказал, что собрание переносится на другой день. Все возмутились. Его не выпускали из зала и просили отдать ключи от храма. Там же присутствовал молодой прокурор, который сказал, что есть решение об открытии храма. Предложил нам пойти и сбить замок с дверей церкви и сказал, что ничего нам за это не будет. А в Москве нам сказали: «Гоните посторонних из церкви, как Христос прогнал торговцев из храма».
10 августа был праздник Смоленской иконы Божией Матери, и мы, верующие, решили отметить его перед закрытой церковью. Принесли свечи, и Константин Петрович Тимофеев начал читать акафист Смоленской иконе. Вся площадь перед храмом была заполнена молящимися. Молились со слезами».
В августе верующие еще несколько раз приходили к закрытому храму и читали акафист. 17 сентября будущий настоятель храма отец Иоанн Монаршек получил на руки назначение на новое место службы — в Ивантеевку. Приехал он в город 19 сентября, встретился с П.Ф. Петрикеевой и К.П. Тимофеевым. Походили вокруг закрытого храма, заглянули в забитые окна, и батюшка дал Константину Петровичу благословение — спилить замок. 20 сентября Константин Петрович вместе с Анной Ивановной Токаревой замок спилили. Этот замок с перепиленной дужкой Константин Петрович хранит до сих пор как боевой трофей.
Продолжение воспоминаний Т.А. Марковской: «Открыли мы дверь в храм и что увидели! На половине пола кое-где синяя с голубым плитка, на другой половине — песок. Доски уложены до потолка. На окнах стекол нет — забиты листами железа. Фрески сохранились только под куполом, остальные — смыли, соскребли. В алтаре грязь и мусор. Увидели мы все это и начали убирать. Работали Анна Александровна Владимирова, Анна Ивановна Токарева, Екатерина Ивановна Засевская, все те, кто хлопотал об открытии храма, и многие-многие другие. И, когда мы приступили к уборке, вдруг открываются двери и заходит батюшка — высокий, красивый молодой человек — и говорит нам: «Я ваш священник. Дайте мне халат, я тоже буду с вами работать». Это был отец Иоанн Монаршек. Он осмотрел храм и сказал, что его нужно сначала освободить. Толстые доски — метра по четыре в длину — лежали сложенные штабелями. Батюшка с Константином Петровичем носили толстые доски. А мы, женщины, брали те, что потоньше. Выносили мусор.
Снаружи храм зарос репейником, был завален землёй и камнями на полметра. Сухой мусор сожгли. Алексей Фёдорович Титов работал трактористом. Прицеп от своего трактора он оставил во дворе церкви. Всю ночь верующие работали — очищали храм и загружали мусор в прицеп. Утром до работы Алексей Фёдорович отвёз мусор на свалку. Все были рады, что очистили храм от грязи и сора. Спешили, наступал день Рождества Пресвятой Богородицы.
21 сентября в храм уже можно было войти и начинать службы. На первый молебен Смоленскую икону Пресвятой Богородицы принесла Пелагея Фёдоровна Петрикеева. (Эта икона и сейчас в храме, мы часто видим её на аналое.) Сплели для украшения иконы веночек из полевых цветов. Вместо подсвечников поставили тазы с песком. Прихожане ставили туда свечи. Алтарь был отгорожен. Началась служба. Храм был полон народа.
Так жизнь в нашем храме постепенно стала налаживаться.
Много потрудились при восстановлении храма Алексей и Анна Тимофеевы, верующая семья, и многие другие. Верующие ходили по домам, собирали деньги на восстановление храма. Народ сразу откликнулся. Часто люди сами приносили скатерти, полотенца, вазы, ткани, иконы. В нашем храме большинство старинных икон принесено прихожанами».
Еще одно воспоминание касается истории появления в храме Смоленского образа Пресвятой Богородицы, который был написан более чем за год до открытия церкви. Рассказывает Любовь Афанасьевна Гусарова:
«В течение многих лет в 1950-80-х годах верующие из Ивантеевки 10 августа, в праздник Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, заказывали в Пушкинском Никольском храме праздничную Литургию с молебном и крестным ходом. Таким образом мы отмечали праздник нашего тогда закрытого Ивантеевского храма.
Но вот страной начал править М.С. Горбачёв. Мы знали, что при нём начнут открывать храмы. Была у нас пожилая верующая женщина Анна. Она говорила: «Я умру, а храм наш откроется, и дети ваши будут ходить в церковь». Старцы, у которых мы бывали, говорили, что храмы будут открываться: «Сначала верующие будут просить отдать церкви, а потом власти сами будут возвращать». И решили мы просить об открытии нашего храма, а не дожидаться тех времён, когда нам власти насильно будут церковь отдавать, чтобы не обидеть своим бездействием нашу Усердную Заступницу Пресвятую Богородицу. Члены двадцатки верующих начали хлопотать.
В 1987 году, когда наш храм ещё был закрыт, мы решили заказать Смоленскую икону Пресвятой Богородицы. Знали, что в Псково-Печерском монастыре есть известный иконописец монах Зенон (Теодор), духовный сын архимандрита Серафима Тяпочкина, он пишет иконы в стиле ХV-ХVI веков. Но как к нему попасть? Всё произошло по Божьей воле. У нас, по просьбе знакомой, проездом из Троице-Сергиевой Лавры остановилась верующая женщина. Оказалось, что она из Пскова. Спросили её, бывает ли она в Псково-Печерском монастыре.
— Да, — говорит, — каждую неделю.
— А иконописца Зенона знаете?
— Да, это мой духовный отец.
— Сможете нашу просьбу передать?
Она согласилась. Моя племянница Елена Титова написала письмо с просьбой об иконе. Так написала, что когда прочла вслух, мы заплакали. Просили мы о Смоленской иконе, подобной той, что стоит в храме Рождества Богородицы в селе Никольском-Трубецком Балашихинского района: размером метр на метр двадцать. Архимандрит Зенон дал согласие. Но возникла трудность с досками нужного для иконы размера. Новых таких не было, а старые, писал он нам, найдём, если только Богородица поможет. Долго мы ждали. Наконец в 1988 г. пришла весточка от Зенона — есть старая икона необходимого размера, будет писать Смоленскую. Вскоре пришла телеграмма, что икона готова. Мы с Леной поехали забирать. Архимандрит Зенон жил в отдельном домике на Святой горке. Просто так к нему было не пройти. Мы позвонили, на проходной пропустили нас. Заходим в мастерскую — на столе лежит наша икона. Рядом стоит монах Зенон, очень худой, со светлым лицом. Оказалось, что он рано нас вызвал. Иконописец покрыл икону вторым слоем олифы, и она должна была высохнуть. Предложил нам три дня помолиться в монастыре, причаститься, а потом забрать образ. Мы переживали, как же повезём икону. Но Зенон запаковал её в носилочки с ручками, и мы прекрасно довезли образ. Работал Зенон совершенно безплатно. Мы только привезли ему гостинец — шпроты и фрукты. И это он раздал. Назад с нами в поезде из монастыря ехал журналист. Он говорит нам: «Я вас сейчас угощу» — и достаёт наши шпроты и апельсины…
Приехали в Москву. А как в Ивантеевку добраться? Стоит микроавтобус. Спрашиваем: поможете нам икону довезти? Водитель отвечает: с удовольствием довезу. Так нам Сама Пресвятая Богородица помогала.
Год икона стояла у нас дома, до тех пор, когда храм открылся и был отремонтирован. По родным собрали денег и заказали у соседа-столяра для нее киот. Отец Иоанн Монаршек киот покрыл золотом».
В 1988 году для подготовки специального выпуска журнала «Soviet Life», посвящённого 1000-летию Крещения Руси, в Псково-Печерский монастырь был командирован фотограф АПН Олег Макаров, ныне монах Иоанн. Он снимал репортаж о работе архимандрита Зенона и был свидетелем написания Смоленской иконы. Вот что он рассказал:
«Келья-мастерская архимандрита Зенона находилась на Святой горке над пещерами. Этот случай был уникальный, когда ему, известному иконописцу, миряне по простоте душевной заказали икону. И всё у них получилось. Когда я был у него, Зенон был весь в работе над Смоленской иконой и не мог уделить мне времени. Он писал иконы не отрываясь. За один день мог создать образ. Смоленскую икону Зенон писал около недели. Икона покрыта двумя слоями сусального золота. У иконописца стояли две шкатулки — одна с дореволюционным сусальным золотом, другая — с серебром. Он всем на иконы клал два слоя золота. Был безсребреником, за иконы ни копейки не брал. А шкатулка с золотом не убывала. Без молитвы к работе не приступал. Вечером электрический свет Зенон не зажигал, писал при свечах, зная, что потом будут молиться перед образом, освещённым лампадами и свечами. Доски для икон он делал сам, сам оклеивал паволокой и грунтовал левкас. Это были не доски, а произведение искусства, чтобы икону было удобно писать. Помню, Смоленская икона была прямой, залита олифой, которая не только сохраняет красочный слой, но и «гасит» яркость красок, придавая иконе глубину. Завершив работу, иконописец на хозяйственном дворе монастыря заказал для образа особый ящик-носилки с четырьмя ручками, укрепил в нём икону. Попросил меня ехать вместе с женщинами до Москвы. На вокзале подошёл поезд. Проводница с таким грузом нас не пускает в вагон — сдавайте в багаж, а поезд вот-вот уйдёт. Едва пустила — у нас было купе на четверых. Разместили в нём икону, перегородив всё купе, и благополучно доехали».
Настоятелем Смоленского храма был назначен отец Иоанн (Иван Иванович Монаршек). Под его руководством в церкви начались ремонтно-восстановительные работы, в ходе которых ярко проявились организаторский талант нового батюшки и его активная жизненная позиция.
Вспоминает настоятель храма протоиерей Иоанн Монаршек: «Пока мы поднимали храм, случалась острая нужда и когда пол ремонтировали, и когда иконостас устанавливали. Но каждый раз по молитвам находились благотворители. Удивительная история связана и с церковной оградой. Как сейчас помню, приходят ко мне в субботу строители, к понедельнику, мол, надо оплатить работу по установке ограды. Деньги требовались по тем временам, когда копейка была полноценной, — огромные. На счету храма была только половина нужной суммы. Где взять остальные? Я встал перед иконой Пресвятой Богородицы и начал молиться. Вдруг стук в дверь. Заходит пожилой мужчина. Говорит: «Принёс вам деньги. Всю жизнь «на книжке» деньги собирал. А теперь хочу церкви пожертвовать». Он перечислил храму как раз недостающую сумму».
Благодаря пожертвованиям православных общин, частных лиц, городских общественных организаций и предприятий храм вернул своё былое благолепие: были отремонтированы купол, полы, подвальные помещения и отопительные устройства, приведена в порядок и огорожена прицерковная территория, установлен трёхъярусный золочёный иконостас с иконами современного письма, в Воронеже приобретён колокольный набор из девяти колоколов и многое другое. За короткое время на глазах всех горожан Смоленский храм по-настоящему преобразился. Первым старостой храма был Константин Петрович Тимофеев. Потом он стал заместителем старосты, поскольку в Смоленском храме настоятель отец Иоанн Монаршек является одновременно и старостой.
В конце XIX столетия прихожан бывшей Спасской церкви встречал образ Христова Воскресения, висевший над главным входом в храм. Затем эту икону заменил большой крест. В возрождённом Смоленском храме при входе установили образ Новозаветной «Пресвятой Троицы», специально написанный для этой цели в 1990 г. художником и историком В.С. Беловым. Роспись алтаря, стен и сводов храма выполнили художники В. Решетин и Е. Телков. К престольному празднику в 2009 г. над входом в храм была выложена мозаикой Смоленская икона Пресвятой Богородицы.
Торжественное освящение храма, необходимое после долгих лет его запустения и поругания, 25 апреля 2004 г. возглавил Высокопреосвященнейший митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Неисповедимы пути Божии: бывший Спасский храм, возрождённый к новой духовной жизни, по просьбам верующих освятили в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы.
Специально для Смоленского храма иконописец, архимандрит Псково-Печерского монастыря Зенон, написал Смоленскую икону Божией Матери. Известно, что Зенон отказывался от электрического света, когда писал иконы, а зажигал свечи. В субботу, завершая вечернюю службу, прихожане храма вместе с батюшкой коленопреклоненно молятся перед Смоленской иконой. При свете лампад смотрит Пресвятая Богородица на молящихся, как Живая. Художник-иконописец А. Вахромеев написал образ Господа Вседержителя и весь иконостас. По иконе Спасителя уже больше 15 лет, с 1992 г., опускаются две слезы. Необыкновенно красивы также Казанская икона Божией Матери и образ Спаса Нерукотворного в позолоченных ризах.
В середине 1990-х гг. в храм была возвращена старинная, особо почитаемая ивантеевцами, Смоленская икона Пресвятой Богородицы, которая хранилась в одном из храмов Пушкинского благочиния. Она была в крайне ветхом состоянии. В 2007 г. на старинных досках икона была воссоздана иконописцем из Сергиева Посада Анной Владимировной Фроловой. Образ размером 77х 106 см написан в манере традиционной древнерусской иконописной школы ХV-ХVI веков. И теперь Одигитрия вновь покровительствует жителям Ивантеевки, таким образом вернувшись в храм спустя полвека.
Отреставрирована и помещена в киот Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. Этот прекрасный образ в советские годы использовался как подставка под ноги в душе. Икону принесли в открывшийся храм в 1990-х гг.
Святыни Смоленского храма:
Отец Иоанн (Иван Иванович Монаршек) с самых ранних лет воспитывался в любви к Богу глубоко верующей матерью, часто посещавшей сельский храм и святые места вместе с сыном. После окончания школы Иван Монаршек проходил воинскую службу в мотострелковом полку Советской Армии. По истечении двух лет был уволен в запас в звании младшего лейтенанта. В одном из храмов древнего Смоленска служил иподьяконом архиепископа Феодосия, ныне митрополита Омского. В 1974 г., через три месяца после увольнения в запас, будущий пастырь поступает учиться в Московскую Духовную семинарию, по окончании которой продолжает учёбу в Московской Духовной академии. На протяжении девяти лет отец Иоанн служил в селе Великий Кучеров Стороженецкого района Черновицкой области. Он ремонтировал и благоукрашал находившийся прежде в запущенном состоянии храм, служил в нем.
В феврале 1989 г. отец Иоанн был принят в Московскую епархию и назначен клириком Благовещенского храма с. Братовщина Пушкинского района. С сентября 1989 г. отец Иоанн возглавляет вновь открывшийся приход Смоленского храма в Ивантеевке, в котором трудится и по сей день. В 1990 г. указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия отец Иоанн был назначен благочинным Щёлковского и Балашихинского округов. В этой административной должности он проработал около года, затем три года возглавлял Пушкинское и Мытищинское благочиния.
С 1994 г. и до настоящего времени протоиерей Иоанн является неизменным руководителем Пушкинского округа. За эти годы отец благочинный помог открыть и организовать свыше 50 церковных приходов. С 1995 по 2004 гг. отец Иоанн являлся председателем Отдела по реставрации и строительству храмов в Московской епархии. Многие годы батюшка преподаёт катехизис в Коломенской Духовной семинарии. В Смоленском храме под мудрым пастырским руководством отца Иоанна обучаются богослужебной практике молодые священнослужители.
У отца Иоанна и матушки Ольги большое семейство — три сына и три дочери: Иван, Мария, Василий, Сергей, Ирина и Наталья. Старший сын батюшки пошёл по стопам отца и теперь тоже служит в священническом сане настоятелем Свято-Троицкой церкви города Пушкино. Дочь Мария — матушка молодого киевского священника.
Труды митрофорного протоиерея Иоанна, настоятеля Смоленского храма и благочинного Пушкинского округа, заслуженно отмечены почётными наградами государства и Святой Церкви. 10 декабря 1999 г. на собрании благочинных Московской епархии Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, вручил отцу Иоанну высокую награду Русской Православной Церкви — орден Святого благоверного князя Даниила Московского III степени. В 2003 г. благочинный награждён орденом святого Иннокентия III степени. С 2007 г. батюшке разрешено служить с открытыми Царскими вратами.
В январе 2001 г. губернатор Московской области Б.В. Громов вручил отцу Иоанну, в числе других священнослужителей Московской епархии, высокую государственную награду — медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. В феврале 2001 г. отцу Иоанну была вручена медаль «За вклад в дело освоения космоса». Этой награды священник был удостоен за большой личный вклад в дело сотрудничества Пушкинского благочиния (куда входит и город Королёв) с Центром управления полётами.
В 2006 г. отец Иоанн был награжден Памятной Грамотой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в благословение за усердные труды во славу Русской Православной Церкви; к 200-летию со дня основания Смоленской церкви, в сентябре 2008 г., – орденом Сергия Радонежского III степени.
В 1991-1992 гг. во дворе Смоленского храма построили кирпичное здание, в котором разместились крестильный храм, посвящённый Рождеству Иоанна Предтечи, и административный корпус. В его помещениях действуют Воскресные школы для взрослых и детей, начальная школа для детей с преподаванием Закона Божиего, проводятся занятия церковного хора, находятся большая библиотека и издательский отдел. По благословению и под общей редакцией благочинного Пушкинского округа отца Иоанна с 1998 г. при храме регулярно выпускается газета «Православное слово». В течение нескольких лет выпускался журнал-альманах «Истина».
В 2000 г. вышла в свет книга проповедей настоятеля Смоленского храма под названием «Благодарение Богу». Но главным трудом ивантеевского прихода стал альбом-справочник «Монастыри и храмы Московской епархии», выпущенный в 1999 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, к великой юбилейной дате — 2000-летию Рождества Христова, а также книга проповедей протоиерея Иоанна Монаршека «Радость жизни в Боге», изданная к 200-летию со дня основания Смоленского храма. Отец Иоанн также активно сотрудничает с городской общественно-политической газетой «Пульс Ивантеевки», где печатаются его проповеди, посвящённые большим церковным праздникам.
Особо следует сказать о воскресной школе, открытой в 1990 г. Из первого набора, в котором было 170 человек, вышло пять священников и шесть матушек.
В 2007-2008 гг. храм был капитально отремонтирован: заменены все сгнившие кирпичи, отремонтировано паровое отопление, внутренние росписи промыты и обновлены, обновлён иконостас.
Богослужения в Смоленском храме совершаются ежедневно. По пятницам служится акафист Божией Матери, в воскресенье утром — Спасителю, вечером – Святителю Николаю. Для прихожан организуются паломнические поездки по святым местам России.
За годы после открытия храма в нём вместе с настоятелем проходили своё пастырское служение многие священники и диаконы.
Многие священники и диаконы проходили и проходят здесь пастырскую практику. Ныне в клире храма, возглавляемого митрофорным протоиереем Иоанном Монаршеком, состоят: священник Артемий Балакирев, священник Алексий Шумейко, диакон Кирилл Горевой.
Благодаря поддержке городской администрации 22 мая 2007 г., в день памяти Святителя Николая, в сквере возле Смоленского храма был торжественно открыт памятник этому особо почитаемому на Руси Святому. Создатель памятника — известный в России и за рубежом скульптор Григорий Потоцкий. Каждое воскресенье, в теплые погожие дни, у памятника Николаю Чудотворцу совершается молебен с чтением акафиста Угоднику Божию.
В наступившем новом тысячелетии церковному причту и приходу предстоят большие труды по возрождению духовной жизни в восстановленной святыне, заботы о её сохранении для потомков под покровом и предстательством Пресвятой Богородицы.
Такова 200-летняя история нашего храма, вокруг которого живёт и спасается город Ивантеевка. Богатые и бедные, знаменитые на всю страну и ныне известные люди были прихожанами храма и его благоустроителями. Все они почитали дом Божий. Как могли, они помогали храму в его строительстве, возрождении после пожара и после разрушения в советские годы. История приоткрыла нам свои секреты — страницы жизни былых священников храма. В XIX веке безкорыстно, не жалея сил, благоустраивал храм и учил крестьянских детей священник Иоанн Озерецковский. В XX веке настоятелем стал Иоанн Монаршек, который тоже увлечённо благоукрашает храм и до боли сердечной любит детей. Много сил и времени отдаёт батюшка ученикам не только Воскресной, но и общеобразовательной школы, сиротам из детского дома и приюта.
Господь так всё премудро устраивает, что даже скорбные и печальные события оборачиваются благом. Годы гонений на Церковь дали нам особых молитвенников и заступников перед Престолом Божиим — Новомучеников Ивантеевских: священномученика Александра, мучеников Павла и Николая. Священник Виктор Горитовский пожертвовал собой ради любимой паствы и погиб в Бутырской тюрьме. Мы верим, что и он предстоит перед Престолом Божиим. Слава Богу за всё!
Многие годы Смоленский храм украшает город, наполняя его пасхальной радостью. Будет стоять церковь — будет жить и процветать город молитвами её священников и прихожан.