Нынешний, 2013-й, год для истории храма Смоленской иконы Божией Матери тоже можно назвать юбилейным. Памятные даты в его истории напоминают нам об истоках его создания и насильственного закрытия. Ровно 210 лет назад началось «летосчисление» храма — приступили к его строительству, 215 минуло с момента его освящения и начала приходской жизни, завершившейся опять же ровно через 130 лет. Это случилось весной 1938-го. С тех пор прошло 75 лет, вместивших и горькие слёзы по утраченной святости, и радостные — по её возрождению.
История Смоленского (Спасского) храма является и частью истории нашего города, селений Вантеева и Копнина, из которых вырос город и которые объединились вокруг его святыни. Поэтому, безусловно, некая незримая нить соединяла только что родившийся город с его обезкровленным храмом, который возвышался в самом его центре. (Напомним: и присвоение Ивантеевке городского статуса, и закрытие церкви пришлись на один и тот же 1938-й год.) Сердце будущего города стучало прежде здесь, в древних стенах храма, где теплилась духовная жизнь сельчан. Он был не только религиозным сооружением, но и главным символом прошлого Ивантеевки, мешавшим молодому городу двигаться в новом направлении вместе со всей Советской страной – к «светлому будущему». Не без воли Божией было попущено неверующим энтузиастам добиться желаемого и закрыть храм, обрекая его на полувековые страдания: пройдя через эти испытания, он воскрес в наши дни к новой духовной жизни.
После закрытия поруганную церковь атеисты сносить не собирались, пытаясь найти для неё новое применение. Неудачей закончилась для них первая попытка переоборудовать храм — под пионерский клуб: специфика культового здания не позволила кощунствовать в святом месте! И здание снова закрыли. Правда, продолжили осквернять прихрамовую территорию. На ней разбили спортивные площадки и полосы для беговых дистанций. При этом было варварски осквернено и уничтожено церковное кладбище! Но это было только началом новых преобразований в исторической части города: помешала Великая Отечественная война. В этот период заброшенная церковь стала постепенно приходить в упадок, разрушаемая местными хулиганами.
В послевоенные годы около храма организовали городскую центральную зону отдыха с танцплощадкой и музыкой. Местные «стрелки», приходившие пострелять в тир, пристроенный к алтарной части храма, можно сказать, целились прямо в его церковные стены! Как будто в городе не нашлось другого места для подобных увеселительных и спортивных мероприятий! Конечно, места были, но именно здесь «духовную пустошь», оставшуюся после закрытия святого храма, пытались восполнить и подменить новыми, мирскими ценностями, дойдя до кощунств и вседозволенности.
В это же время здание бывшей церкви взяли под контроль в Производственном бюро по охране и реставрации памятников культуры Московской области. Прежде всего, это означало, что храм, согласно заключению Научно-методического совета Академии наук СССР, являющийся памятником архитектуры «ранней псевдоготики», теперь был официально защищён от физического уничтожения. Ивантеевскую церковь поставили на учёт, за её техническим состоянием периодически следили её новые «хозяева» – специалисты-реставраторы из Производственного бюро. Так, из технического акта досмотра храма от 14 апреля 1948 года следует, что «здание бывшей церкви» было свободным и для соблюдения сохранности его было «необходимо передать в аренду, провести ремонт и покраску железной кровли, остеклить окна», при этом будущий арендатор должен был принять на себя полную ответственность за сохранность памятника архитектуры.
То же Производственное бюро спустя три года констатировало факт использования «бывшей церкви» под клуб пионеров — детей рабочих фабрики имени Рудой. Неизвестно, насколько быстро пионеры покинули храм, но повторную попытку переоборудования церкви под пионерский клуб постигла та же печальная участь. В 1956 году здание храма перешло в аренду к Пушкинскому торгу, собиравшемуся использовать его помещение под склад. Производственное бюро в акте технического состояния церковного памятника от 10 августа 1956 года предписывало «арендатору заменить кровлю и покрасить здание».
Труднее всего ивантеевскому храму, как оказалось, было справиться с испытанием человеческим равнодушием и безхозяйственностью. К большому сожалению, на протяжении более 15 лет эксплуатации здания храма «арендатор», преследуя лишь свои интересы, не только не выполнил ни одного пункта договорных обязательств по сохранности памятника архитектуры, но и сам способствовал его дальнейшему разрушению.
За эти годы церковное здание много раз обследовалось представителями Производственного бюро и Методсовета по охране памятников Московской области, и каждый раз в составленных актах о техническом состоянии памятника арендатору – Пушкинскому торгу – напоминали о необходимости проведения текущего и капитального ремонта.
Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года «бывшая церковь Смоленской Божьей Матери в городе Ивантеевка» отныне была взята под охрану государства и включена во все путеводители по туристскому Подмосковью. С этого времени и в дальнейшем в официальных документах доныне безымянная (!) «бывшая церковь» именуется «Смоленской». Это важный момент в истории храма. Именно в народной памяти за Спасским храмом и закрепилось название Смоленского — в честь местночтимой иконы «Смоленской Одигитрии», особо почитаемой нашими православными предками, и потому это переименование церкви легко прижилось среди ивантеевцев.
Однако, невзирая на авторитетное мнение Научно-методического совета АН СССР и появление охранной таблички на здании Смоленского храма, в 1961 году Ивантеевский горисполком выступил с инициативным предложением… снести памятник архитектуры всесоюзного значения(!), ссылаясь на серьёзную опасность, которую представлял бывший храм, продолжавший разрушаться. Здесь всегда было многолюдно, ограждений вокруг храма не было. В 1960-е всё ещё было возможно. Но – не в данном случае: Смоленский храм входил в число ценнейших памятников архитектуры начала XIX века и находился под опекой и защитой государства!
Интересный факт: в то же время, когда Смоленский храм пытались определить под снос, в соседнем селе Комягине полным ходом шли реставрационные работы государственного значения по сохранению Сергиевской церкви, проводившиеся московскими Центральными научно-реставрационными и проектными мастерскими. На состояние же ивантеевского памятника архитектуры никто из специалистов-реставраторов не обращал серьёзного внимания, отдавая предпочтение Сергиевскому храму как выдающемуся памятнику древнерусского зодчества XVII века. Смоленский храм, конечно, был намного моложе изящной комягинской церкви, но и он был достоин должного к себе внимания – просто ему повезло меньше.
Татьяна СЕРГЕЕВА
Продолжение следует
«Пульс Ивантеевки» № 88 (2897), 16 ноября 2013 года