Смоленский храм

Подробности реставрации Смоленского храма

Нынешний, 2013-й, год для истории храма Смоленской иконы Божией Матери тоже можно назвать юбилейным. Памятные даты в его истории напоминают нам об истоках его создания и насильственного закрытия. Ровно 210 лет назад началось «летосчисление» храма — приступили к его строительству, 215 минуло с момента его освящения и начала приходской жизни, завершившейся опять же ровно через 130 лет. Это случилось весной 1938-го. С тех пор прошло 75 лет, вместивших и горькие слёзы по утраченной святости, и радостные — по её возрождению.

БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО

История Смоленского (Спас­ского) храма является и частью истории нашего города, селений Вантеева и Копнина, из которых вырос город и которые объе­динились вокруг его святыни. Поэтому, безусловно, некая незримая нить соединяла только что родившийся город с его обезкровленным храмом, который возвышался в самом его центре. (Напомним: и присвоение Иван­теевке городского статуса, и за­крытие церкви пришлись на один и тот же 1938-й год.) Сердце бу­дущего города стучало прежде здесь, в древних стенах храма, где теплилась духовная жизнь сельчан. Он был не только религиоз­ным сооружением, но и главным символом прошлого Ивантеевки, мешавшим молодому городу двигаться в новом направлении вместе со всей Советской стра­ной – к «светлому будущему». Не без воли Божией было попу­щено неверующим энтузиастам добиться желаемого и закрыть храм, обрекая его на полувековые страдания: пройдя через эти ис­пытания, он воскрес в наши дни к новой духовной жизни.

После закрытия поруганную церковь атеисты сносить не со­бирались, пытаясь найти для неё новое применение. Неудачей закончилась для них первая по­пытка переоборудовать храм — под пионерский клуб: специфика культового здания не позволила кощунствовать в святом месте! И здание снова закрыли. Правда, продолжили осквернять прихрамовую территорию. На ней раз­били спортивные площадки и по­лосы для беговых дистанций. При этом было варварски осквернено и уничтожено церковное кладби­ще! Но это было только началом новых преобразований в истори­ческой части города: помешала Великая Отечественная война. В этот период заброшенная церковь стала постепенно приходить в упадок, разрушаемая местными хулиганами.

В послевоенные годы около храма организовали городскую центральную зону отдыха с танц­площадкой и музыкой. Местные «стрелки», приходившие по­стрелять в тир, пристроенный к алтарной части храма, можно сказать, целились прямо в его церковные стены! Как будто в городе не нашлось другого ме­ста для подобных увеселитель­ных и спортивных мероприятий! Конечно, места были, но имен­но здесь «духовную пустошь», оставшуюся после закрытия свя­того храма, пытались восполнить и подменить новыми, мирскими ценностями, дойдя до кощунств и вседозволенности.

ПОД ЗАЩИТОЙ И ОХРАНОЙ

В это же время здание быв­шей церкви взяли под контроль в Производственном бюро по охране и реставрации памятни­ков культуры Московской обла­сти. Прежде всего, это означало, что храм, согласно заключению Научно-методического совета Ака­демии наук СССР, являющийся памятником архитектуры «ранней псевдоготики», теперь был офи­циально защищён от физическо­го уничтожения. Ивантеевскую церковь поставили на учёт, за её техническим состоянием периоди­чески следили её новые «хозяева» – специалисты-реставраторы из Производственного бюро. Так, из технического акта досмотра храма от 14 апреля 1948 года следует, что «здание бывшей церкви» было свободным и для соблюдения со­хранности его было «необходимо передать в аренду, провести ре­монт и покраску железной кровли, остеклить окна», при этом буду­щий арендатор должен был при­нять на себя полную ответствен­ность за сохранность памятника архитектуры.

То же Производственное бюро спустя три года констатирова­ло факт использования «бывшей церкви» под клуб пионеров — детей рабочих фабрики имени Рудой. Неизвестно, насколько быстро пионеры покинули храм, но повторную попытку переобо­рудования церкви под пионер­ский клуб постигла та же печаль­ная участь. В 1956 году здание храма перешло в аренду к Пуш­кинскому торгу, собиравшемуся использовать его помещение под склад. Производственное бюро в акте технического состояния церковного памятника от 10 ав­густа 1956 года предписывало «арендатору заменить кровлю и покрасить здание».

Труднее всего ивантеевско­му храму, как оказалось, было справиться с испытанием чело­веческим равнодушием и без­хозяйственностью. К большому сожалению, на протяжении бо­лее 15 лет эксплуатации здания храма «арендатор», преследуя лишь свои интересы, не только не выполнил ни одного пункта договорных обязательств по со­хранности памятника архитекту­ры, но и сам способствовал его дальнейшему разрушению.

За эти годы церковное здание много раз обследовалось представителями Производственного бюро и Методсовета по охране памятников Московской обла­сти, и каждый раз в составленных актах о техническом состоянии памятника арендатору – Пуш­кинскому торгу – напоминали о необходимости проведения теку­щего и капитального ремонта.

Согласно постановлению Со­вета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года «бывшая цер­ковь Смоленской Божьей Матери в городе Ивантеевка» отныне бы­ла взята под охрану государства и включена во все путеводители по туристскому Подмосковью. С этого времени и в дальнейшем в официальных документах доны­не безымянная (!) «бывшая цер­ковь» именуется «Смоленской». Это важный момент в истории храма. Именно в народной па­мяти за Спасским храмом и за­крепилось название Смоленского — в честь местночтимой иконы «Смоленской Одигитрии», осо­бо почитаемой нашими православными предками, и потому это переименование церкви легко прижилось среди ивантеевцев.

Однако, невзирая на ав­торитетное мнение Научно-методического совета АН СССР и появление охранной таблички на здании Смоленского храма, в 1961 году Ивантеевский гори­сполком выступил с инициатив­ным предложением… снести па­мятник архитектуры всесоюзного значения(!), ссылаясь на серьёз­ную опасность, которую представ­лял бывший храм, продолжавший разрушаться. Здесь всегда было многолюдно, ограждений вокруг храма не было. В 1960-е всё ещё было возможно. Но – не в данном случае: Смоленский храм входил в число ценнейших памятников архитектуры начала XIX века и находился под опекой и защитой государства!

Интересный факт: в то же время, когда Смоленский храм пытались определить под снос, в соседнем селе Комягине пол­ным ходом шли реставрацион­ные работы государственного значения по сохранению Сергиевской церкви, проводившие­ся московскими Центральными научно-реставрационными и проектными мастерскими. На состояние же ивантеевского па­мятника архитектуры никто из специалистов-реставраторов не обращал серьёзного внимания, отдавая предпочтение Сергиев­скому храму как выдающемуся памятнику древнерусского зодче­ства XVII века. Смоленский храм, конечно, был намного моложе из­ящной комягинской церкви, но и он был достоин должного к себе внимания – просто ему повезло меньше.

Татьяна СЕРГЕЕВА

Продолжение следует

«Пульс Ивантеевки» № 88 (2897), 16 ноября 2013 года

   |    Рубрика: История Смоленского храма, Смоленский храм    |    Опубликовано: 16.02.2024