Видишь ли, сколько Бог устроил уз любви! Во всем этом заключаются естественные залоги единодушия. Подлинно, к нему приводит единство природы, ибо «всяко животно любит подобное себе» (Сир. 13, 19), — происхождение жены от мужа и — детей от них обоих. Отсюда происходят многие роды любви: одного мы любим как отца, другого как деда, одну как мать, другую как кормилицу, одного опять как сына, внука или правнука, другую как дочь или внучку, одного как брата, другого как племянника, одну как сестру, другую как племянницу. Впрочем, для чего исчислять все роды родства? Бог употребил и другое побуждение к любви: запретив браки между родственниками, Он обратил нас к чужим, а их расположил к нам. Так как они не соединены с нами естественным родством, то Он соединил иначе — посредством брака, совокупляя посредством одной невесты целые домы и сводя роды с родами. «Да не поймеши, — сказал Он, — сестры твоея, ни сестры отца», ни иной девицы, имеющей с тобою родство препятствующее браку, перечислив поименно подобные виды родства (Лев. 18). Довольно для любви твоей к ним того, что ты родился из одного с ними чрева или связан с ними другим образом. Для чего же стеснять широту любви! Для чего более надлежащего усиливать расположение к любви здесь, тогда как можешь получить иной повод к любви, взяв жену из чужих и с нею ряд родственников — мать, отца, братьев и их ближних? Видишь ли, сколь многими способами Бог соединил нас? Но Он не удовольствовался этим, а устроил еще, что мы имеем нужду друг в друге, дабы и таким образом соединить нас; ибо нужды особенно производят общение. Для того Он не попустил, чтобы все было везде, дабы и этим заставить одних иметь общение с другими. Сделав, что мы имеем нужду друг в друге, Он доставил и удобства сообщения. Если бы этого не было, то опять возникли бы неприятности и затруднения; если бы, например, имеющий нужду во враче, плотнике или другом ремесленнике должен был совершать далекое путешествие, то все погибло бы. Посему Он и устроил города и собрал всех вместе. А дабы и к живущим далеко мы могли ходить удобно, Он распростер между городами море и послал быстрые ветры, сделав таким образом сообщения удобными. В начале же Он поселил всех в одном месте, и рассеял не прежде, как первые люди, получившие этот дар, злоупотребили согласием. Так Он соединил нас всеми способами — и природою, и родством, и языком, и местом! Он не хотел, чтобы мы лишились рая; ибо если бы хотел, то не поселил бы в нем первосозданного человека; но виновен в том нарушивший заповедь; не хотел также, чтобы мы были разноязычными; ибо иначе сделал бы это в начале; — но тогда «бе вся земля устне едине и глас един всем» (Быт. 11, 1). Посему и тогда, как надлежало истребить живущих на земле, Он не создал нас из другого вещества и не переселил праведника, но оставил его среди потопа как бы некую искру вселенной, опять возжег род наш от ней — от блаженного Ноя. В начале Он установил одну власть, поставив мужа над женою; но когда род наш пришел в великое расстройство, то Он учредил и другие власти — господ, правителей, и это также для любви. Злоба развращала и погубляла род наш, посему Он посадил среди городов судей, как бы каких врачей, дабы они, истребляя злобу, как бы какую заразу любви, собирали всех в одно. А дабы не только в городах, но и в каждом доме было согласие, Он почтил мужа властью и преимуществом, а жену вооружил страстию, и между обоими поставил дар чадородия, употребив, кроме того, и другие связи любви. Ибо не все Он предоставил мужу, и не все — жене, но все разделил между обоими, вручив ей дом, а ему торжище, предоставив ему снискивать пропитание, ибо он возделывает землю, а ей устроять одежду, ибо пряжа и тканье дело жены, ей дал Он искусство — прясть. Впрочем, и при этом сияет домостроительство Божественного Промысла. Ибо и жена весьма нужна в других вещах необходимейших, и низшие нужны нам для поддержания нашей жизни; нужда эта такова, что хотя бы кто был богатее всех людей, однако не может чуждаться общения с другими и не нуждаться в беднейших. Ибо не только бедные имеют нужду в богатых, но и богатые в бедных, и богатые даже более в бедных, нежели последние в первых.
«Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго избранные творения. Собрание поучений в двух томах», Троице-Сергиева лавра, 1993.