Смоленский храм

Зачем и как поститься детям?

Пост для детей надо проводить разумно, то есть так, чтобы он не был сплошной и бессмысленной мукой, а имел бы воспитательное качество. Мне кажется, для ребенка важнее начать пост с какого-то нравственного подвига. Надо дать ему возможность себя ограничить в том, где больше проявляется лакомство, жадность, а не в качестве той или иной пищи. Надо, чтобы он это делал, сколько может, в сознании, что этим он утверждает свою преданность Богу, побеждает в себе те или другие отрицательные наклонности, добивается власти над собой, самообладания, учится управлять собой. И надо постепенно увеличивать пост, по мере того как ребенок может это сделать. Ясно, что нет необходимости есть мясо: вегетарианцы никогда его не едят и при этом живут и процветают. Так что неверно говорить, что ребенок не может поститься без мяса. Но, с другой стороны, надо учитывать, что ребенок может сделать по состоянию здоровья и по своей крепости.

 

Родители, желающие дать своему ребенку христианское воспитание, порой в недоумении останавливаются перед тем, как поститься ребенку. Принимая важность поста для взрослых, они не могут признать его необходимости для детей. Из-за этого бывает, что пощение откладывается до того, когда дитя «вырастет», «окрепнет» телесно. Ребенок лишается таким образом могучего вспомогательного средства духовного возрастания. С непониманием сущности православного поста связана и другая, противоположная крайность: чрезмерная строгость и требовательность к ребенку в отношении поста.

 

Пост, как христианский подвиг, не принадлежит исключительно одному телу. Однако здесь пойдет речь об этой телесной стороне поста, потому что именно вопрос постного питания детей особенно интересует родителей: нужно ли ребенку поститься? С какого возраста? Как? Не повредит ли временное отсутствие мясной и молочной пищи его здоровью? Как быть, если дети имеют хронические заболевания? Как объяснить маленькому ребенку пользу от поста?

 

Христианский пост — это не просто «невкушение» чего-то и не просто количество «несъеденной» нами пищи, но сознательное и добровольное воздержание с благочестивой целью, или самоотвержение ради Христа. Христиане постятся в память о своем Спасителе, при чем не произвольно, кто когда захочет, а в те дни и времена, которые установлены Святой Апостольской Церковью.

 

Прежде всего, есть постные дни всего года — это среда и пятница каждой недели, установленные Церковью в память предания Спасителя на страдания и смерть (среда) и в память Его крестной смерти (пятница).

 

Великий пост — это древнейший и главный пост православной церкви, предшествующий празднику Пасхи Христовой. Он был в древности очень строг: христиане в течение его не вкушали пищи до вечера. Только один раз в сутки они садились за трапезу, собираясь на свои вечери. По словам св. Епифагия, историка Церкви, в древности христиане «в пост пасхальный спали не иначе как на земле, проводили время целомудренно, в злострадании, в сухоядении, в молитвах, бдении, постах».

 

Позже Церковью были установлены и другие длительные посты: Рождественский, Успенский и Петров. Каждому из них соответствуют свои уставные правила относительно пищи.

 

На Руси очень высоко ставили послушание уставу Церкви. В своей повседневной жизни миряне старались подражать монахам. Замечательные, редкие постники были не только среди простонародья, но и среди высокопоставленных вельмож (например, князь Семен Федорович Курбский), и государей. «Тишайший», т.е. кроткий, смиренный, царь Алексий Михайлович с любым иноком мог поспорить в искусстве молиться и поститься: в Великий и Успенский пост по воскресеньям, вторникам, четвергам и субботам царь кушал раз в день, и кушанье его состояло из капусты, груздей и ягод — все без масла; по понедельникам, средам и пятницам во все посты он не ел ничего. Такой строгости в соблюдении постов он привык с детства.

 

Все же строгий дух православного поста хранился не во всех состоятельных семьях и в обществе в целом ослабевал со временем. Изобретались новые чрезвычайно вкусные постные блюда. Вспомним «Лето Господне» Шмелева. Просыпаясь утром в первый день Великого Поста, мальчик чувствует, что наступил особенный день, что взрослые стараются избегать ссор, вспоминает, что «душу готовить надо». «В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с рубленной капустой, кислой, густо посыпанной анисом… Я даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые «барашки», «кресты» на Крестопоклонной… Мороженная клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки…» Ясно, что все эти блюда и лакомства, хотя и не противоречит уставу Церкви, но все же является утешением для немощных, прежде всего для детей, чтобы им легче было перенести пост.

 

Святые отцы, говоря о важности поста, не считают его чем-то самодостаточным для спасения. Самый строгий пост не принесет пользы, если ему сопутствует гордыня и осуждение других. Без смирения невозможно спастись.

 

Замечено, что скоромная пища мешает нам молиться и думать о духовном, и в определенные дни Церковь освобождает нас от этого. Но и не это самое главное. Так, прп. Амвросия Оптинского спросили: «Не все ли равно Богу, какую пищу мы едим?» Он объяснил: «Не пища важна, а заповедь. Адам изгнан из рая не за объядение, а за вкушение, только за вкушение запрещенного» Грех состоял в нарушении заповеди ради исполнения своей воли, пожелания чрева. И пост как раз помогает преодолеть власть «чрева» (то есть плоти).

 

Теперь ответим на вопрос «Зачем поститься детям?». Да затем же, зачем и взрослым. Детям надо учиться плоть подчинять духу. Через воздержание в пище надо учиться воздержанию от всякого зла. Так же надо возрастать в послушании Церкви.

 

Конечно, по сравнению со взрослыми, дети ближе к миру ангельскому — хотя бы тем, что страсти в них еще не укоренились и не стали второй натурой. Но не один ребенок не свободен от греха, причем с первых дней своей жизни. Поэтому духовная польза от поста для ребенка несомненна.

 

Пост — это не отсутствие, а временная перемена пищи. Переход для ребенка на постную пищу требует известного усилия, проявления власти над своими хотениями, что очень полезно для него. Это сделает ребенка выносливее, крепче, поможет подготовиться ко встрече с неизбежными жизненными трудностями, к предстоящей борьбе со страстями.

 

Цель поста вернее будет достигнута, если ребенок не только заменит один вид пищи другим, но и ограничит себя в излишествах и развлечениях: например, откажется от лакомств, от баловства, от слишком шумных игр, от смотрения телевизора.

 

Как отличить, желает ли ребенок пищи по телесной потребности или по угождению чрева? Святые отцы дают такой способ определения границы между истинной телесной потребностью и чревоугодием: телесная потребность узнается по чувству голода, когда вкушающий не разбирается: «вкусно — невкусно» или «этого хочу — этого не хочу». А угождение чреву — это либо превышение нужного телу количества пищи, либо услаждение вкуса.

 

Увы, приходится сознаться, что мы не только почти все поголовно виновны в грехе чревоугодия, но и невольно вовлекаем в него детей. Получается, что мы хотим воспитать дитя здоровым, жизнерадостным а … развиваем в нем губительную страсть.

 

Каким образом это происходит?

 

Святитель Феофан Затворник 100 лет назад писал в одной книге: «От детского питания многое зависит в последующем. Незаметно можно развить сластолюбие и неумеренность в пище — два вида чревоугодия, эти губительные для тела и души склонности». Пища есть дар Божий, подаваемый нам, как говорится в молитве, во благовремении. Она не должна быть невкусной — нет, вкушать надо с удовольствием. Но вкус может развращаться.

 

Это происходит, когда, стремясь испытать вкусовое удовольствие все в большей степени, человек становится слишком разборчивым, привередливым в пище. К сожалению, это очень часто происходит с современными детьми. Их разборчивость, прихотливость — тревожный признак укореняющейся страсти.

 

Но не родители ли делают ребенка привередой? Всячески потакая его вкусу, лишь бы только вызвать аппетит. Вот как это происходит.

 

Любящее родительское сердце часто неспокойно, когда ребенок плохо ест. «Плохо ест» и «хорошо ест» — таковы главные характеристики здоровья ребенка. Что значит «плохо»? — меньше, чем хотелось бы родителям, и без аппетита.

 

Отсюда так хорошо знакомая всем картина: малыш сидит за столом; мама или бабушка развлекает его игрушками или сказками и одновременно кормит. Тот пытается увернуться от ложки, но иногда все же, увлекшись сказкой, автоматически открывает рот, куда вливается или кладется пища. Однако медицина говорит, что такая еда не пойдет впрок. Видимо, ребенок, которого кормят таким образом, не голоден — в этом все дело. Не понимая этого и опасаясь оставить дитя без питания, родители изобретают все новые блюда, готовят что-нибудь особенное, чтобы заинтересовать ребенка — привлечь его к столу без чувства голода. Так и начинается чревоугодие.

 

Большинство родителей, чьи дети «плохо едят» , сами того не замечая, изо дня в день перекармливают их. Что при этом происходит? Не просто снижение аппетита и плохая усвояемость пищи. Весь огромный запас внутренних телесных сил тратится не на сопротивление болезням и воздействию внешних неблагоприятных факторов, а на расщепление чрезмерного количества вводимой в желудок пищи. При этом скорость насыщения детского организма теми или иными веществами сильно превышает скорость выведения продуктов распада. Они со временем накапливаются в таком количестве, что начинают отравлять организм.

 

Между тем существуют общие правила и нормы детского питания, которые соблюдаются, например, в детских и лечебных учреждениях. Это традиционное трех-четырехразовое питание в одно и то же время и в «научно» определенном объеме, при строгом запрете есть что-либо в промежутках между завтраком и обедом, обедом и полдником, полдником и ужином. Хорошо, если родители придерживаются таких правил. Но в любом случае они не должны кормить ребенка насильно.

 

Дисциплина питания. В Оптиной пустыни у «хибарки» старца Амвросия собралась толпа мирян: Батюшка отвечает на вопросы. Кто-то из толпы спросил: «Сколько раз в день надо есть?» Преп. Амвросий в ответ рассказал всем такую историю.

 

Спасался в пустыни один старец. И пришла ему в голову мысль: сколько раз надо есть в день? Встретил он однажды мальчика и спрашивает его об этом, как он думает. Мальчик ответил: «Ну, захочется есть — поешь». — А если еще захочется? — спросил старец. — Ну, так еще поешь, — сказал мальчик. — А если еще захочется? — спросил старец в третий раз. — Разве ты осел? — спросил в свою очередь старца мальчик… «Стало быть, — добавил о.Амвросий, — надо есть в день два раза».

 

Такова была старинная православная традиция, определенная церковным уставом, — есть 2 раза в день: после окончания литургии (около часа дня) и вечером. Этому правилу следуют насельники православных монастырей. Его стараются придерживаться и многие православные миряне, особенно в периоды постов.

 

Но вообще-то мир давно привык к другому обычаю: есть три раза в день. Добавляется завтрак, с учетом того, что мирские люди в будние дни идут обычно не в церковь на богослужение, а на работу (часто требующую телесного или умственного напряжения) или на учебу. Впрочем, уже древние подвижники позволяли своим ученикам, при потребности тела и здоровья (а не по прихоти), вкушать пищу три раза в день. Так, преп. Варсонофий Великий говорит, обращаясь даже не к ребенку или трудящемуся мирянину, а к монаху-аскету: «Давай телу столько, сколько ему нужно, и не получишь вреда, хотя бы ел и три раза в день».

 

Детям позволительно даже четырехразовое питание: между обедом и ужином для них добавляется легкая трапеза — полдник.

 

Но как редко соблюдается даже в православных семьях эта разумная упорядоченность и воздержность в пище! Чаще всего реальная картина такова: не три-четыре, а пять, шесть, семь раз допускаются «перекусы».

 

Если говорить о детях, то здесь, помимо греховной привычки ублажать чрево, налицо и явный вред здоровью: перебивается чувство голода, происходит случайное и поспешное насыщение, которое мешает позже хорошо усвоить предложенную за трапезой пищу.

 

Еще в прошлом веке ученые интересовались вопросом: мясная или растительная пища больше подходит человеку. Они стали присматриваться: а на каких животных больше похож человек по строению своего организма — на плотоядных или травоядных? Специалисты по сравнительной анатомии нашли, что ближе мы все-таки к плотоядным, за исключением некоторых особенностей, касающихся как раз пищеварения. Как и травоядные животные, человек разжевывает пищу, а не глотает ее кусками, как хищники. Он пьет губами, как травоядные, а не лакает воду языком. Есть и другие признаки. Но самое главное, что Бог не наделил человека ни быстротой, чтобы догнать добычу, ни когтями и крылами, чтобы хватать и рвать ее на части. Полагают, что у человека нет природной склонности к мясу. Это видно хотя бы из того, что младенца приходится приучать к нему чуть ли не насильно. Адаму и Еве в раю была назначена Богом для питания именно растительная пища (Быт. 1 ,29), и до потопа люди мяса вообще не ели.

 

Святитель Феофан 3атворник, рассуждая о дисциплине детского питания, советует родителям «от установленного порядка питания без нужды не отступать. Этим приучается дитя не всегда требовать пищи, как захочется есть, а ждать определенного часа… Где кормят дитя всякий раз, как оно заплачет, и потом всякий раз как запросит есть, там до того расслабляют его, что после оно уже не иначе, как с болезнью, может отказаться от пищи».

 

Ничего хорошего нет в потакании прихотям ребенка, когда ему дается только то, что он любит. Вредно также приучать дитя к слишком вкусной и изысканной пище: она должна быть питательной, но простой. Наконец, как уже говорилось, нельзя заставлять ребенка есть насильно, без чувства голода. И очень хорошо, если он приучен сидеть за столом вместе с остальными членами семьи.

 

Значение поста состоит и в том, что он воспитывает волю ребенка: учит его побеждать нехорошие желания и дурные привычки.

 

Всем хорошо известно, что не каждое свое желание нам можно исполнить. Слово «нельзя» сопровождает нас всю жизнь. С первых лет мать одергивает ребенка: «Нельзя снимать панамку!», «Нельзя гладить кошку!». Сначала эти запреты связаны с охраной жизни и здоровья ребенка. Хочется зажигать спички? Нельзя. Хочется идти по проезжей части улицы? Нельзя. Хочется есть немытые фрукты? Нельзя. Хочется перед обедом развернуть конфетку? Нельзя. Позже, когда дитя подрастет, «нельзя» становится связано и с понятием греха. Хочется взять чужое? Ударить сверстника? Подслушать, о чем говорят родители? Взять сигарету и закурить? Нельзя, нельзя, нельзя. Нельзя даже если никто об этом не узнает и не накажет… Для того, чтобы противостоять этим и многим другим греховным желаниям, ребенок должен уметь управлять своей волей. А научиться этому он может, смиряя ее в том, что кажется порой мелочами. Прежде всего, в отношении к еде, которая занимает столь значительное место в нашей жизни.

 

Святитель Феофан Затворник говорит, что дитя, незнающее отказа в пище и привыкшее в этом отношении руководствоваться только своими желаниями, привыкает к своенравию, что, конечно, очень сильно осложнит его дальнейшую жизнь. «Дитя многожелательно; все его занимает, все влечет к себе и рождает желания. Не умея различать доброго от злого, оно всего желает и все, что желает, готово выполнить. Дитя, предоставленное самому себе, делается неукротимо своевольным. Потому родителям строго должно блюсти эту отрасль душевной деятельности. Самое простое средство к заключению ее в должные пределы состоит в том, чтобы расположить детей ничего не делать без позволения».

 

Легко ли родительскому сердцу устоять против детского «кушать хочу»? А ребенку еще труднее бывает отличить голод от прихоти, особенно если его перекармливали. Не спрашивать же его: «Ты на самом деле кушать хочешь или тебя беспокоит страсть чревоугодия?». Поэтому родители должны постараться твердо и неотступно следовать установленному режиму детского питания.

 

Как мы уже говорили, пост не диета, и не здоровье тела является его целью.

 

Вот один случай из жития св. праведного Иоанна Кронштадтского. Он, наверное, многим известен.

 

Как-то Великим постом он был серьезно болен, и врачи настоятельно советовали ему пить молоко для поддержания сил. Отец Иоанн отвечал, что согласится на это только с материнского благословения. Послали письмо в с. Суру Архангельской губернии; по прошествии времени пришел ответ. Мать писала, что посылает сыну родительское благословение, но разрешить ему постом есть скоромное не может. И отец Иоанн не пил молока; и поправился. Такова вера праведников, во всем полагающихся на волю Божию. В этом случае хорошо видно: здоровье — здоровьем, а пост есть пост.

 

Пост, в отличие от разных «голоданий», не только не считается подспорьем здоровью, но может оказаться (с точки зрения медицины) и вредным для здоровья телесного. Вот это и есть главное: пост связан для христианина с тем, что важнее и здоровья, и самой жизни. Это спасение души.

 

Но при этом разумный, без крайностей пост здоровому человеку не вредит. Тут можно напомнить и примеры из Священного Писания. Хотя бы трех отроков, которые, питаясь в плену Вавилонском одними овощами, были сильнее и здоровее своих сверстников, евших мясо.

 

Сначала соблюдение среды и пятницы, затем длительные посты, временный отказ от каких-то видов пищи, от лакомств — это удивительно дисциплинирует ребенка, воспитывает его волю. Когда такой ребенок пойдет в школу, попадет в детский коллектив и неизбежно столкнется с греховными примерами, ему очень пригодится привитый постом добрый навык воздержания.

 

С какого возраста приучать детей к посту — так, чтобы пост был младенцем уже осознан, хотя бы отчасти? Потому что иначе это будет «голодание», «диета», «выведение » шлаков — что угодно, но не православный пост.

 

Решая проблему длительных постов для ребенка, родителям следует учитывать особенности его физического здоровья и психики. Хорошо также, если они смогут посоветоваться с православным врачом или с опытным священником.

 

Так, при серьезных внутренних патологиях (особенно заболеваниях желудочно-кишечного тракта) в посте необходимы послабления. В отдельных случаях больные дети во время поста могут есть кисломолочные продукты, или рыбу, или яйца.

 

Бывает, что детей с хроническими заболеваниями в Великий пост лишают только мяса и сладкого. Некоторые родители, когда никакой отказ невозможен, с благословения священника, лишают ребенка блюда, которое он особенно любит… Выход всегда можно найти. Важно только правильно и разумно определить такую меру поста, чтобы, с одной стороны, не повредить здоровью ребенка, а с другой, не лишить его поста.

 

Дети, с младенчества привыкшие к однодневным постам, будут более подготовлены и к длительным, которые продолжаются по несколько недель. Соблюдать длительные посты православные дети обычно начинают с окончанием периода младенчества — то есть по достижении семи лет. Именно в этом возрасте ребенок впервые приступает к таинству Покаяния — начинает регулярно исповедоваться.

 

И, в заключение, хочется еще и еще раз сказать: пост и у маленького ребенка должен быть осознанным. Пусть это будет плод его детской веры, его собственный подвиг. Он должен понимать, что не просто почему-то в какие-то дни ему не дают молока, а что у него есть бессмертная душа, которая выше всякой пищи и выше тела с его потребностями. Что вместе со своими родителями и тысячами других детей и взрослых он тоже живет по уставу Церкви, в которой они все спасаются.

 

Преп.Исаак Сирин оставил нам замечательное наставление, утешительное для немощных, в котором, между прочим, говорится и о посте:

 

«Если не можешь поститься в продолжение двух дней, постись, по крайней мере, до вечера. А если не можешь и до вечера, остерегайся, по крайней мере, пресыщения…» Бывает, что обыкновенный человек, взяв на себя подвиг выше сил, «надрывается», не выдерживает тяжелой ноши и не только отказывается от этого подвига, но и впадает в полное расслабление и леность. Вместо того чтобы бодро и уверенно восходить по лестнице духовного совершенства, он делает слишком высокий прыжок — и падает вниз.

 

Поэтому святые отцы всегда предостерегали от непосильных подвигов и превыше всего ставили умеренность и постоянство. Этот «непадательный» путь они называли средним или царским путем, которым приглашали следовать всех ищущих спасения.

Отсюда известный старческий совет: не назначать себе большое молитвенное правило, чтобы по немощи совсем не оставить молитвы.

«Не следует себя связывать,- учит в одном из писем свт. Феофан Затворник, — то и то буду делать в видах подвижничества, — когда нет уверенности одолеть себя. Например, положили не пить чаю, а потом выпили чашечку. И беспокоитесь. Дело не велико — выпить чашечку, но велико то, что совесть оскорблена и что допускаются дела, нарушающие прежние решения воли. Этим разрушается внутренний строй и образуется навык не внимать совести… » Порой родители дают такие невыполнимые обеты за своего ребенка. Вот они твердо решили и объявили: «Ты уже большой, ты член Церкви, ты теперь будешь поститься вместе с нами».

А потом, то ли под давлением непостящейся родни, то ли по собственному малодушию сами же и нарушают пост ребенка. Тот недоумевает: говорили о важности поста высокие слова выходит, это была неправда?

Поэтому родителям и следовало бы тщательно все взвесить, исходя из знания своего ребенка, самих себя, обстановки в семье и других условий жизни, внимательно выслушать советы священника-духовника и других родителей — и только потом, не забывая учения о царском пути, определить для ребенка умеренный пост. Пост, не удручающий душу и тело, а оздоровляющий их. Такой пост, чтобы «отступления» от него были возможны только в сторону более строгого подвижничества.

Тем же родителям, которые все еще колеблются и не имеют решимости открыть перед своим ребенком спасительные двери поста, хочется напомнить слова русского подвижника XIX века Георгия Затворника: «Когда на две стороны простирается мысль и недоумевает, в которую бы уклониться, тогда нерешимость, подобно злому мучителю, терзает душу, смущает сердце и всего человека, как в море корабль, бьет приражающимися мысленными волнами… Покуда весь человек не покорится Промыслу Божию и не предпочтет лучшего в решительной преданности, дотоле терпит мучение неизъяснимое, от которого да сохранит вас Бог!»

 

Печатается по изданию: Священник Александр Дубинин, «Ребенок и пост», Даниловский благовестник. 1997г.

   |    Рубрика: Воспитание детей, Начинающему христианину    |    Опубликовано: 26.06.2013