Смоленский храм

Великая битва добра со злом

Я думаю, древние люди знали, что следование высшей Истине приводит народ, государство к под­линному расцвету, а уклоне­ние от Нее ведет к погибели. Из Священного Писания нам известно о творе­нии видимого мира, о его це­ли и назначении, о предназначении человека и его задачах. Гре­хопадением ангелов и человека была искажена природа земного мира. С этого мо­мента человеческая история и начала развиваться как дра­ма борьбы между силами добра и зла. Бог промышляет, пла­нирует, желает, чтобы люди стремились к Источнику бытия, к Царству Небесному, уподоблялись Своему Творцу. Диавол планирует противоположное Богу — он хочет, чтобы все люди уподоблялись ему и к нему стремились, пытается подчинить их себе, затянуть в царство земное, привязать к страстям и увлечь их в вечную по­гибель.

В мире совершается великая борьба, в которой решается судьба человечества. Диавол всегда борется с Богом через человека. Но нам остается помнить, что Крест и Воскресе­ние Христа Спасителя, которое нами сейчас в пасхальный период переживается, низложили диавола, лишили его вла­сти над миром. Об этом говорит ветхозаветное первоевангелие: «…и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет пора­жать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3,15).

Потерпев поражение, диавол не смиряется, а продол­жает бороться с Церковью Христа. Но нам остается в надеж­де помнить слова Христа Спасителя, что и врата ада не одо­леют Святую Церковь (Мф. 16,18). Диавол хочет иметь пол­ную власть на земле, но и, конечно, на Небе. Но вспомним строителей Вавилонской башни. У них была та же цель. Но каков их конец? Смешение языков, рассеяние и запустение земель. Кто может сразиться с Богом? У Него Могущество и Сила, Власть и Премудрость, Всеведение и Вездеприсутствие.  Он — Творец и Промыслитель, Законодатель и Мздовоздаятель. И горе твари, которая захотела бы восстать против своего Творца.

Сегодня особо видима борьба твари со своим Создателем. Идет великая битва добра со злом, диавола с Богом, но диавол обречен на поражение. Обезумевшая тварь, не имею­щая бытия в себе самой, не может победить Давшего ей бы­тие, создание не может превзойти Создателя. Для чего это совершается? Безконечное могущество, и владычество, и справедливость, и благость Божия попускают падшему анге­лу восстать против Творца и увлечь за собой часть людей, отступивших от Бога. Испытывается воля человека: что он изберет — зло или добро, диавола или Бога.

Бог создал человека не как раба, а по Своему «образу и подобию» как объект Своей любви, чтобы разделить с ним благо бытия в вечном Царстве Божием. Поэтому для человека Царство Божие и есть цель земной жизни. Но Богу нужны свободно выбирающие Его люди. Мы знаем, что Бог мог бы создать Свое Царство из послушных людей-автоматов, но в этом не было бы любви. Бог уважает, любит свободу человека и потому дает ему возможность сознательно и свободно избрать путь служения Истине. Он хочет, чтобы мы, люди, свободно делали свой выбор и служили Ему, а не врагу Его.

Но, к сожалению, отступление людей от Бога и Христа, от Его учения и христианской нравственности, отступление от идеалов государственности и от Истинной Церкви Христовой, т.е. переход людей на сторону диавола, хаоса, сегодня считается нормой. А это приносит народу страдания и гибель, духовную и физическую смерть. Внимательно прочитайте слова предупреждения апостола Павла к Тимофею, «истинному сыну в вере» (1 Тим. 1, 2): «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2 Тим. 3,1-7).

Продолжение следует

Протоиерей Иоанн Монаршек

 

   |    Рубрика: Проповеди о. Иоанна (ст.)    |    Опубликовано: 20.03.2013