Наша Святая Церковь сегодня почитает память славного Рождества великого Пророка Божия, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Сам Спаситель сказал о нем, что: «из рожденных женами не восставал больше его» (Мф. 11, 11).
В древнем городе Хевроне жили благочестивые супруги Захария, священник Иерусалимского храма, и жена его Елисавета. «Оба они были праведные пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним безпорочно» (Лк. 1, 6). Но не было у них детей, потому что Елисавета была безплодна, и они были уже в преклонном возрасте.
Однажды Захария служил перед Богом и вошел в храм Господень для каждения. Тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев Ангела, смутился в великом страхе. «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются… и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк. 1, 13-16). «И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие. И вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк. 1, 18-20).
Народ ожидал Захарию и удивлялся, почему он медлит в храме. Но когда он вышел и не мог говорить, люди поняли, что он видел видение. После окончания своей чреды Захария возвратился домой, и Елисавета, жена его, зачала и таилась пять месяцев, говоря: «Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми» (Лк. 1, 25).
И вот Елисавете настало время родить сына. Возвеличил Господь милость Свою над ней, и все радовались. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею, но на это мать сказала: «Нет, нужно его назвать Иоанном». Но никого нет в родстве твоем, кто бы назывался этим именем, а когда спросили и отца Захарию, он написал на дощечке: «Иоанн имя ему». И тут же разрешились уста его, и он стал говорить, благословляя и славя Бога. Многие спрашивали: «Что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему… И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лк. 1; 66-68, 76).
Пророк Иоанн был другом Сына Божия. Он приготовил людей и возвестил им о пришествии Мессии. Евангелие говорит, что святой Иоанн вел очень строгую подвижническую благочестивую жизнь. Он имел особый характер, пламенно любил правду и проповедовал ее людям и вместе с тем был очень скромен и смирен сердцем.
Еще в детстве, оставшись сиротой, святой Иоанн уходит в пустыню и вдали от человеческого общества проводит годы в молитвах и борьбе с собой. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Он не имел нужды ни в доме, ни в постели, ни в столе, ни в чем другом подобном, но, нося плоть, вел какую-то ангельскую жизнь… Он обитал в пустыне, как на небе, строго исполнял все правила философии, и оттуда, подобно Ангелу с неба, нисходил в грады… достойный неба».
Он постоянно трудился над очищением души, устремлением ума и сердца к Богу, укреплялся в истине и добре. Пророк Иоанн отличался аскетическим духом, чистотой нравственной жизни. Это было видно даже в одежде его и пище, которую он употреблял: а ел он «акриды и дикий мед» (Мф. 3, 4).
Подвиг Крестителя Господня Иоанна был великий, ибо даже враги его – фарисеи и законники – не могли терпеть его и говорили, что «в нем бес» (Лк. 7, 33). Благодаря своему подвигу, святой Иоанн первый получил откровение о бытии Святой Троицы, совершая Крещение Христа Спасителя — «троическое явися поклонение». Отец говорит: «Сей есть Сын мой возлюбленный», — Сын в человеческой плоти, Дух Святой «в виде голубине, извествоваше словесе утверждение». Вот почему Спаситель похвалил пророка Иоанна, сказав, что он самый больший из рожденных женами. Святой Иоанн показал глубокое смирение, когда сказал: «Я недостоин развязать ремень обуви Его» (Лк 3, 16). Он явился Предтечею Спасителя и до сего дня призывает: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» и «сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3; 2, 8).
Этот праздник радует всех нас, ибо своим рождением, своей жизнью и духовными подвигами святой Иоанн Креститель украшает человеческий род, зовет всех нас к покаянию, молится за нас, являя собой великую утреннюю зарю, пример во всех добродетелях христианской благочестивой жизни.
Поздравляю вас, мои дорогие братья и сестры, с праздником Рождества святого Иоанна Крестителя и желаю помощи Божией во всем по молитвам святого Иоанна Крестителя.
«…Иоанне прехвальне и вселенский апостоле… пустыни доброе воспитание и искренний друже Жениха Христа, Того моли помиловатися душам нашим». Аминь.
Протоиерей Иоанн Монаршек (ст.)