Праздник Крещения установлен в память Крещения Иисуса Христа в возрасте 30 лет в водах реки Иордан. Сын Божий пришел в мир по великой Своей Любви к роду человеческому, чтобы «всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Он пришел для того, чтобы победить грех и его следствие – зло, из которого происходит смерть.
Господь пришел не в громе и не в буре, и не в ветхозаветном свете неприступном, Он родился, как человек, жил в бегстве египетском, затем в неизвестном Назарете. Какое снисхождение к человечеству, какое Смирение, какая Любовь к нам! И особенно эта Любовь чувствуется в празднике Крещения, ибо в Иорданских водах Христос берет на Себя грехи всего человечества и полагает начало Крещению каждого человека во Имя Святой Троицы – для отпущения грехов и соединения с Богом.
Бог являлся миру с давних времен, а человечество своими грехами и непослушанием отходило от Бога. Но Бог всегда искал человека и являлся человечеству различными доступными образами. Так явилась миру Живоначальная Троица – Сын Божий крестился в Иордане, Дух Святой сошел на Крещаемого в виде голубя, Отец Небесный указал на Крещаемого: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф. 17, 5).
В день Крещения миру открылась Святая Троица: «Троическое явися поклонение» — вот почему праздник именуется еще и Богоявлением. Святая Церковь называет сей праздник еще и Просвещением, потому что, благодаря Крещению, человечество уже более 2000 лет назад было просвещено Троическим Светом. Со дня Крещения Господня в силу вступил Новый Завет между Богом и людьми. Через воды Иорданские Христос начинает Свое земное служение. Воды – это жизненная стихия. Воде присуща сила омовения, очищения и обновления. Сам Христос не нуждался в омовении, Он вошел в воды Иордана, чтобы потопить в них человеческие грехи. Как воды всемирного потопа должны были истребить все греховное, так Иорданская вода, получившая от Христа новую силу и новую благодать, должна была потопить грехи людские. Через Троическое просвещение мы вступаем во Святую Церковь, получив чистоту души и благодатные силы для жизни в Таинстве Святого Крещения.
В день Крещения мы радуемся великому Евангельскому событию и молимся, чтобы нам через причащение водой впустить в себя благодать Божию. Вода, освященная в этот праздник, называется Великой Агиасмой, ибо дает людям освящение, здравие, очищение и благословение.
Почему именно через воду освящается мир? «Дух Божий носился над водой» (Быт. 1, 2), когда не было мира, как над самым чистым естеством. Господь создал воду для того, чтобы ей быть естеством освящающим, очищающим, оживотворяющим.
Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с праздником Крещения Господня! Желаю вам душевной и телесной чистоты, благодати Божией, просвещения ума, исцеления и очищения от многих недугов. Воду, освященную в Крещенский праздник, принято хранить в течение всего года, освящать ею свои души и тела, квартиры и дома, пищу и одежду, чтобы благодать Божия охраняла всех православных христиан от колдунов, магов, диавольских козней, болезней и всяких бед.
Помните, что мы крещены во Имя Святой Троицы, храните чистоту души, совести и тела, мир душевный, чаще пейте крещенскую воду с молитвой, и благодать Божия будет с вами.
Протоиерей Иоанн Монаршек