Смоленский храм

СОБОР АРХИСТРАТИГА БОЖИЯ МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕЗПЛОТНЫХ

21 ноября — празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил безплотных

Празднование было уста­новлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Перво­го Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвер­дил православное их почитание. Совершается праз­дник в ноябре – девятом месяце от марта (с кото­рого в древности начинался год) – в соответствии с числом девяти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца (по старому стилю) указывает на бу­дущий Собор всех Сил Небесных в день Страшно­го Суда Божия: и тогда «…приидет Сын Человечес­кий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним…» (Мф. 25, 31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.

Ближе всех Пресвятой Троице предстоят Се­рафимы (пламенеющие, огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу. После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя означает «излияние премудрости, просвещение», ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения Тайн Божиих, ниспосылаются премуд­рость и просвещение для истинного Богопознания. За Херувимами предстоят Богоносные по благода­ти, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над пос­ледующими чинами Ангелов. Они наставляют по­ставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, по­беждать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости Угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепля­ют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божествен­ных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала настав­ляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять дол­жностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Кол. 4, 16) благовествуют о вели­ком и преславном, открывают тайны веры, проро­чества и разумение воли Божией, укрепляют в лю­дях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют лю­дей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь от­крывает Свою волю высшим Ангелам, а они затем просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Госпо­дом святой Архистратиг Михаил (имя его в пере­воде с еврейского – «Кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордив­шегося Денницу с другими падшими духами. А к остальным Ангельским Силам он обратился с восклицанием: «Вонмем! Станем добре пред Создате­лем нашим и не помыслим неугодного Богу!»

По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал учас­тие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительство­вал им в виде столпа облачного днем и столпа ог­ненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Изра­иль во всех бедствиях. Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13-16). Сила великого Архистратига Божия яви­лась в уничтожении 185 тысяч воинов ассирийско­го царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограж­дении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан. 3, 92-95).

По воле Божией Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, во рве со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иуде­ям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9). Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного граби­телями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудеса­ми Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Па­терике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян… внегда по Божию попущению грех ради наших безбож­ный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новго­род».

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее яв­лениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспе­ла Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по при­нятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Стари­це, монастырь в Великом Устюге (начало XIII века), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших хра­мов Москвы – храм-усыпальница в Кремле –  тоже посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них –  икона «Благословенное воинство» – написана для Успенского собора Московского Крем­ля, где святые воины – князья русские – изобра­жены под предводительством Архистратига Михаила.

Из Священного Писания и Священного Преда­ния известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Боже­ственного всемогущества (Дан. 8,16; Лк. 1,26); Ра­фаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3,16; Тов. 12,15); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (ЗЕзд. 5,20); Селафиил –  молитвенник Божий, побуждающий к молитве (ЗЕзд. 5,16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и хо­датайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил –  раздаятель благословения Божия на доб­рые дела, испрашивающий людям милости Божией; Иеремиил – возвышение к Богу (З Езд. 4,36).

На иконах Архангелы изображаются в соответ­ствии с родом их служения: Михаил попирает но­гами диавола, в левой руке держит зеленую фини­ковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан чер­вленый крест. Гавриил – с райской ветвью, при­несенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа в ле­вой. Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несу­щего рыбу. Уриил – в поднятой правой руке дер­жит обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой – «пламень огненный». Селафиил – в молитвенном положении смотрящий вниз, руки сложены на груди. Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий. Варахиил – на его одежде мно­жество розовых цветов. Иеремиил – держит в руке весы.

Протоиерей Иоанн Монаршек

   |    Рубрика: Духовное Слово настоятеля храма протоиерея Иоанна Монаршека    |    Опубликовано: 18.11.2020