Смоленский храм

СОБОР АРХИСТРАТИГА БОЖИЯ МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕЗПЛОТНЫХ

21 ноября – празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил безплотных

Празднование уста­новлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Перво­го Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвер­дил православное их почитание. Совершается праз­дник в ноябре – девятом месяце от марта (с кото­рого в древности начинался год) – в соответствии с числом девяти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца (по старому стилю) указывает на бу­дущий Собор всех Сил Небесных в день Страшно­го Суда Божия: и тогда «…приидет Сын Человечес­кий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним…» (Мф. 25, 31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.

Ближе всех Пресвятой Троице предстоят Се­рафимы (пламенеющие, огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу. После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя означает «излияние премудрости, просвещение», ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения Тайн Божиих, ниспосылаются премуд­рость и просвещение для истинного Богопознания. За Херувимами предстоят Богоносные по благода­ти, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над пос­ледующими чинами Ангелов. Они наставляют по­ставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, по­беждать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости Угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепля­ют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божествен­ных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала настав­ляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять дол­жностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Кол. 4, 16) благовествуют о вели­ком и преславном, открывают тайны веры, проро­чества и разумение воли Божией, укрепляют в лю­дях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют лю­дей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь от­крывает Свою волю высшим Ангелам, а они затем просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Госпо­дом святой Архистратиг Михаил (имя его в пере­воде с еврейского – «Кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордив­шегося Денницу с другими падшими духами. А к остальным Ангельским Силам он обратился с восклицанием: «Вонмем! Станем добре пред Создате­лем нашим и не помыслим неугодного Богу!»

По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал учас­тие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительство­вал им в виде столпа облачного днем и столпа ог­ненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Изра­иль во всех бедствиях. Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13-16). Сила великого Архистратига Божия яви­лась в уничтожении 185 тысяч воинов ассирийско­го царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограж­дении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан. 3, 92-95).

По воле Божией Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, во рве со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иуде­ям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9). Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного граби­телями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудеса­ми Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Па­терике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян… внегда по Божию попущению грех ради наших безбож­ный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новго­род».

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее яв­лениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспе­ла Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по при­нятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Стари­це, монастырь в Великом Устюге (начало XIII века), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших хра­мов Москвы – храм-усыпальница в Кремле –  тоже посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них –  икона «Благословенное воинство» – написана для Успенского собора Московского Крем­ля, где святые воины – князья русские – изобра­жены под предводительством Архистратига Михаила.

Из Священного Писания и Священного Преда­ния известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Боже­ственного всемогущества (Дан. 8,16; Лк. 1,26); Ра­фаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3,16; Тов. 12,15); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (ЗЕзд. 5,20); Селафиил –  молитвенник Божий, побуждающий к молитве (ЗЕзд. 5,16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и хо­датайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил –  раздаятель благословения Божия на доб­рые дела, испрашивающий людям милости Божией; Иеремиил – возвышение к Богу (З Езд. 4,36).

На иконах Архангелы изображаются в соответ­ствии с родом их служения: Михаил попирает но­гами диавола, в левой руке держит зеленую фини­ковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан чер­вленый крест. Гавриил – с райской ветвью, при­несенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа в ле­вой. Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несу­щего рыбу. Уриил – в поднятой правой руке дер­жит обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой – «пламень огненный». Селафиил – в молитвенном положении смотрящий вниз, руки сложены на груди. Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий. Варахиил – на его одежде мно­жество розовых цветов. Иеремиил – держит в руке весы.

Протоиерей Иоанн Монаршек

14 октября наша Святая Церковь от­мечает один из великих и самых почитаемых в России праздников – Покров Пресвятой Владычицы на­шей Богородицы и Приснодевы Марии.

После того как Господь Иисус Христос усыновил в лице святого апостола Иоанна Богослова весь род человеческий Своей Матери, она не лишает Своего заступления верующих в Ее Сына людей. Под­тверждением этому стало событие, происшедшее в середине Х века в столице Византийской империи – Константинополе.

В ту пору он был осаждаем войсками язычников, и жители города обратились ко Гос­поду и Его Пречистой Матери с мо­литвой о помощи. Особенно усердно молились люди во Влахернском храме, в котором хранилась риза Пресвя­той Девы. И были среди них блаженный Андрей и его ученик Епифаний. Им-то и дано было увидеть Царицу Небесную, молящуюся за христиан в окружении Ангелов и Святых. Окончив молитву, Матерь Божия сняла с голо­вы покров (омофор) и распростерла его над находившимися в храме людьми, защищая их от видимых и невидимых врагов. После этой молитвы и явления Богородицы греки победили язычников, и Византия тогда была спасена.

Это событие наглядно свидетель­ствует о том, что Пречистая Матерь Божия всегда откликается на нашу мо­литву и покрывает Своим омофором молящихся в храме. Подтверждается это и церковным песнопением: «Дева днесь предстоит в церкви и с лики Свя­тых невидимо за ны молится Богу».

Установленный в честь чудесного явления Богородицы во Влахернском храме праздник стал особо почитаем на Руси. А вот в Византии он был вскоре за­быт. Все более погрязавшая в страстях и пороках, не желавшая знать ни­чего, кроме «хлеба и зрелищ», и под­писавшая в 1439 г. Флорентийскую унию, — Византийская империя дошла до того, что лишилась Покрова Пречи­стой Матери Божией. В итоге Византия окончательно пала, Константинополь в 1453 г. был взят и разгромлен турками, а для народа греческого началось тяжкое многолетнее иго иноверцев.

С падением Византии ее прежнее значение как хранительницы Правосла­вия перешло к нашей Родине – Рос­сии – «Третьему Риму». К русскому народу перешел и Покров Божией Ма­тери, о чем свидетельствует история страны. Все важнейшие события в жиз­ни нашего народа тесно связаны с по­читанием Царицы Небесной. «Домом Пресвятой Богородицы» называла себя Россия, ибо в самые тяжелые момен­ты Матерь Божия приходила нам на помощь. Приходила через чудотвор­ные иконы, которые благоговейно почитались русским народом как зримые символы и знаки Ее невидимого при­сутствия и Покрова.

Не раз спасала Богородица нашу землю от разорения, а народ – от уничтожения. Вспомним, например, чудеса избавления Руси в 1395 году от Тамер­лана, в 1612 – от поляков и литовцев, в 1812 – от французов, в 1941 – от немцев. Во всех войнах наши люди об­ращались к Божией Матери, стоя перед Ее чудотворными иконами, и получали победу. И впредь, пока народ русский будет пра­вославным, пока он будет чтить Богородицу и не оставит своих традиций, Покров Царицы Небесной будет над нами.

Но враг Божий, диавол, возненави­дел православную Русь – «Дом Пресвятой Богородицы» и всячески старается погубить ее. Хит­ро и льстиво подошел он к простодушному русскому человеку, соблазняя его обманчивыми благами богоотступнической западной лжекультуры. Постепенно, но упорно вливался и вли­вается змеиный яд в душу русского человека. И, надо сказать, все даль­ше и дальше отводит нас враг от ис­тинной правды, внушая, что матери­ализм, неверие и безбожие и есть истинное благо.

Чтобы Покров Божией Мате­ри не оставил Россию, нам нужно крепко держаться веры Христовой и вести благочестивую христианскую жизнь. Подражая великим доброде­телям Пресвятой Девы Марии, любя Ее и в то же время исправляя свою жизнь покаянием, мы привлечем к себе Ее любовь. И тогда, как много раз в истории нашего Отечества, Богородица будет спасать нас и нашу православную Ро­дину Своими молитвами.  

«Пресвятая Богородица, спаси нас!»

Протоиерей Иоанн Монаршек

   |    Рубрика: Духовное Слово настоятеля храма протоиерея Иоанна Монаршека    |    Опубликовано: 19.11.2020