Смоленский храм

Молитва о упокоении

Сегодня — родительская Димитриевская суббота, когда все мы в молитвах поминаем своих родных и близких, давая за них милостыню.

Что мы знаем о смерти?

Мы знаем, что человек состоит из духа, души и тела. В час смерти это наше трехчастное естество распадается. Священное Писание говорит, что Бог создал человека из земли (Быт. 2, 7; Сир. 17, 1). И хотя это так и тело материально, однако оно имеет высочайшую ценность, потому что Бог создал его по образу Своему (Быт. 9, 6). Человеческое тело — это не просто ценное, но самое совершенное материальное творение. Оно — самое подходящее место жительства для души, ее «дом» и «одежда». «Бог… вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7).

Человек — одно из величайших и непостижимых чудес Божиих. Он есть предмет Любви Божией и Божьего Промысла. Бог поставил человека властелином всего видимого. Первоначально он не знал забот, страданий, боли, ни в чем не нуждался. Человек не знал, что такое смерть, ибо Господь создал его безсмертным. И, как говорит святой Иоанн Златоуст, Ангелы и Архангелы трепетали перед Богом, а человек свободно беседовал с Ним.

Адам не знал, что такое смерть. Но Господь дал заповедь человеку (Быт. 2, 16-17), и она была для него упражнением в послушании, испытанием его свободной воли к уподоблению Богу. Адам был создан для вечной блаженной жизни — но через добровольное послушание Богу. Смерть явилась следствием греха человека.

Святая Церковь учила и учит, что наши умершие братья и сестры всегда живы, и нам нужно им помочь получить проще­ние и блаженство своими молитвами и милостыней.

После смерти души людей находятся не в одинако­вом положении. Души скончавшихся в вере и святости пребывают в состоянии света, покоя, ожидая вечного блаженства. Души грешников — во мраке и безпокойстве. Такое состояние определяется для души на частном суде, который бывает сразу после смерти человека. Но это не полное и окончательное воздаяние, а лишь участь до Страшного Суда, на котором будет полное мздовоздаяние.

Смерть есть предел временного подвига и начало времени возда­яния. После смерти души людей, которые покаялись перед смертью, но не успели принести плодов покаяния, могут надеяться на свое спасение, ибо им могут помочь своими молитвами и милостыней живые братья и сестры, что и делает вся Святая Церковь в дни помино­вения. Одним из таких дней является Димитриевская родительская суббота.

За богослужением в этот день бывает особое моление о упокоении наших родных и близких. Это моление имеет основание в Святом Писании. Так молился пророк Варух: «Господи Вседержите­лю… не вспоминай неправд отцов наших» (3, 4-5). Иуда Маккавей сотворил молитву за воинов и принес умилостивительную жертву за их грех (2 Ман. 12, 39). Пророк Иеремия свидетельствует о существо­вании в Ветхом Завете обычая преломлять хлеб «в утешение об умершем» (16, 7).

Апостол Иаков заповедует: «Молитесь друг за друга» (5, 16), и хотя он тут говорит о молитве за живых, но так как «Бог же не есть Бог мертвых, но живых; ибо у него все живые» (Лк. 20, 38), то, очевидно, здесь имеются в виду и почившие о Господе.

И надо знать нам, что многие грехи прощаются и по смерти. Сам Господь говорит: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 32). Значит, «хула» на Духа Святого, богохуление, богооступничество, агрессивное противление Истине не прощаются. Другие же грехи, по молитвам живущих и Церкви могут быть прощены в загробной жизни.

Святые апостолы и их преемники, отцы первых веков христиан­ства усердно молились об упокоении своих сродников. Но никогда не поминали вином, водкой, а только молитвой. Великий грех поминать умерших вином!

На основании Святого Писания и древней апостольской традиции Церковь и сегодня возносит молитвы об упокоении своих чад. «Вели­кая польза будет душам, о которых приносится моление, когда предлагается Святая и Страшная Жертва», — учит святой Кирилл Иерусалимский. Очень важно за Божественной Литургией, особенно на проскомидии, поминать своих сродников. В конце Литургии, высыпая частицы в потир с Кровью Христа, произносятся слова: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною, молитвами Святых Твоих».

Совершая молитвы за умерших, Церковь определила особые дни поминовения всех усопших православных христиан. Особо важными днями считаются третий, девятый, сороковой, годовщина после кончины, а также дни рождения, именины и смерть. Есть в Православной Церкви много дней поминовения. Но дважды в году она совершает поминовение воинов, на поле брани убиенных, за отечество и веру жизнь свою отдавших — это в субботу перед памятью святого Димитрия Солунского и в день церковной памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Первое поминовение было установлено по воле святого благоверного князя Димитрия Донского для поминовения воинов, павших в 1380 г. на Куликовом поле. Соединено оно было с памятью святого Димитрия Солунского потому, что он считается покровителем славян, помогав­шим русским воинам победить Мамая. К тому же этот Святой был небесным покровителем благоверного князя Димитрия Донского.

Молитвы за упокой имеют важное значение. И Церковь молится ежедневно за всех, от века почивших, не забывая никого. Молитвами Святой Церкви все умершие, перешедшие в иное бытие, получают надежду на прощение и на вечную блаженную жизнь.

Прошу вас, братья и сестры, не забывайте своих родных и близких в молитвах, поминайте их. Господь милостив и простит нашим сродникам, и дарует им вечный покой и блаженное бытие в Царстве Своем.

Протоиерей Иоанн Монаршек

   |    Рубрика: Духовное Слово настоятеля храма протоиерея Иоанна Монаршека    |    Опубликовано: 5.11.2023