Смоленский храм

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

Перед Своим Вознесением на небо Христос заповедал ученикам возвратиться в Иерусалим и оставаться там до тех пор, пока на них не сойдет Дух Свя­той. Это обещание Божие исполнилось в пятидесятый день после Пасхи. Потому этот день так почитается и имеет несколько на­званий: день Святой Троицы, Пя­тидесятница, Сошествие Святого Духа на Апостолов, рождение Свя­той Церкви.

Целью воплощения Христа была победа над смертью и приход Святого Духа в сердца и души людей. Каждый из нас должен стремиться стать членом Тела Христова, то есть Его Святой Церкви, и хра­мом Духа Святого.

Сошествие на Апостолов Свя­того Духа совершилось в воскресенье, тем самым под­тверждая ценность воскресного дня. Ветхозаветная иудейская Пятидесятница была прообразом новозаветной Пятидесятницы. В день иудейской Пятидесятницы Моисей принял закон Ветхого Завета, в день же христианской Пятидесятницы ученики приняли Святого Духа и на личном опыте пережили закон Нового Завета — закон Божией благодати.

Безусловно, между открове­нием Бога на Синае, свидетелем которого был Моисей, и Божиим откровением, данным Апостолам в Иерусалимской горнице, существует огромная разница. Гора Синай вся дыми­лась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась (Исх. 19, 18), и никому нельзя было прибли­жаться к ней. По-другому происходи­ло в сионской горнице в Иерусалиме в день Сошествия Святого Духа. Ученики исполнились радо­сти и преобразились – из боязли­вых людей они превратились в неустрашимых исповедников. Там, на Синае, закон пишется на каменных скрижалях, в сионской горнице он пишется на скрижалях сердец святых апостолов. Вот как об этом говорит апостол Па­вел: «Вы – письмо Христово, чрез служение наше, написанное не чернилами, но Духом Бога жи­вого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях серд­ца» (2 Кор. 3, 3). Исполнилось пророчество Иеремии, о котором сообщает апостол Павел: «Вложу законы Мои в мысли их и напишу их на серд­цах их, и буду их Богом, а они будут моим народом» (Евр. 8, 10).

В праздник Пятидесятницы нам открывается Святая Троица — Отец, Сын и Святой Дух. Каждое Лицо Святой Троицы имеет Свои свойства. Бог-Отец является безначаль­ным, безпричинным и нерожден­ным. Бог-Сын рождается от Бога-Отца, Бог-Дух Святой исходит от Бога-Отца. И эта истина остается для нас тайной.

Однако все три Лица Святой Троицы имеют одну природу, одну сущность и одну славу. Все три Лица Святой Троицы единосущны, единославны и единосильны. Все три Лица Святой Троицы вечны, собезначальны, единоправны и равноценны.

Создавали и воссоздавали сей мир все три Лица Святой Троицы, и спасение человека является об­щим действием Троичного Бога. Бог всегда был, есть и будет. Но, правильнее сказать, «всегда есть», потому что слова «был» и «будет» означают деление времени, а Сам Бог называет себя именем «Сый», что означает — Сущий, то есть все­гда живущий. В этом слове сосредоточивается и выражается вся полнота бытия Божия. Бог пребы­вает в Любви, ибо Он есть Любовь. По Своей Любви Он создал мир, человечество и воплотился в Сыне, чтобы воссоздать человечество.  

Все знание о Боге мы берем из Божественного Сверхъестественного и Естественного Открове­ния. А оно говорит, что Премуд­рый Творец все так расположил в окружающем мире, что он определяется мерой, числом и весом; измеряется длиной, ши­риной и глубиной; что вода едина везде: в море, в реке или в ис­точнике; что солнце – одно, но выражается в круге, в тепле и свете; что дерево едино, но начинается в корне, продол­жается в стволе и завершается в плодах. Эти примеры взяты из природы, и они свидетельствуют об их Триипостасном Творце.

Священное Писание свиде­тельствует, что перед сотворени­ем человека Святая Троица со­вершила Совет, где было сказа­но: «Сотворим человека по обра­зу Нашему и подобию». Каждый человек состоит из духа, души и тела. Из трех частей состоит также и человеческая се­мья — мать, отец и дети. И в нашей жиз­ни мы выявляем троичность – обычно стучимся трижды, выражаем свой восторг триж­ды и другое.

Троица в виде трех Ангелов явилась пра­отцу Аврааму, объявив ему судь­бу жителей Содома и Гоморры. По-особому является Святая Тро­ица в Новом Завете. Когда над Спасителем совершалось Креще­ние в водах Иордана, Бог-Отец сказал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», а Дух Святой сходил на Христа в виде голубя. Посы­лая в мир Своих учеников, Хрис­тос сказал им: «…идите, на­учите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28, 19).

Все Божественное Сверхъес­тественное и Естественное От­кровение свидетельствует о Тро­ичности нашего Бога, о Его Люб­ви к роду человеческому, о нис­послании Им в мир Духа Святого.

Наша задача — очистить наши сердца и души к принятию Свя­того Духа. Прославляя Святую Животворящую Троицу — Отца, и Сына, и Святого Духа, будем достойны на­шего Великого Бога, служа Ему и духом, и душой, и телом, живя в мире, чистоте и целомудрии.

С праздником вас, дорогие братья и сестры!

Протоиерей Иоанн МОНАРШЕК

   |    Рубрика: Духовное Слово настоятеля храма протоиерея Иоанна Монаршека    |    Опубликовано: 8.06.2025