Смоленский храм

БЕЗ КРЕСТА НЕТ СПАСЕНИЯ

27 сентября — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Римские императоры пыта­лись полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где постра­дал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан приказал засыпать зем­лей Голгофу и Гроб Господень, устроил на холме капище язычес­кой богини Венеры и поставил статую Юпитера. Однако Про­мыслом Божиим через 300 лет христианские святыни были обре́тены и открыты для поклоне­ния христианам. Это случилось при римском императоре Кон­стантине Великом. В 313 году он издал так называемый Милан­ский эдикт, узаконивший христианскую религию, и гонения на христиан прекратились.

Равноапостольный Констан­тин, содействием Божиим одер­жавший в трех войнах победу над врагами, перед каждой из них видел на небе Божие знаме­ние — Крест с надписью «Сим победиши». Император хотел найти Крест, на котором был рас­пят Спаситель. С этой целью Кон­стантин направил в Иерусалим группу людей во главе со своей матерью — царицей Еленой. Дол­го искали они христианские свя­тыни. Найдены были гроб Госпо­день, Голгофа, три креста, гвоз­ди и прочее. И чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Спаситель, патриарх Макарий стал поочередно возлагать кресты на мертвого человека. При возложении на него Креста Господня мертвец ожил. Много людей собралось, что­бы увидеть Крест и поклониться ему. Патриарх со священниками высоко поднимали Святой Крест, а народ смотрел, поклонялся и взывал: «Господи, помилуй». Это произошло в 326 году.

Царица Елена основала более 80-ти хра­мов в святых местах Иерусалима и всей Иудеи, где бывал Гос­подь и следы которых до сих пор являют всему миру правду о том, что Христос был на земле и что Он есть Истинный Бог. Констан­тин приказал основать в Иеруса­лиме храм в честь Воскресения Христова, который был освящен 13 сен­тября 335 года. На следующий день, 14 сентября (по старому стилю), было установлено праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

В течение года Святая Цер­ковь много раз совершает молит­венное поклонение Кресту Гос­подню и Страстям Христовым. В праздник Воздвижения централь­ное место занимает сам Крест как престол, на котором прине­сена искупительная жертва, и как вселенский символ, имеющий не только духовно-нравственное, но и космическое значение. Значение Креста как космического символа показано в стихирах праздника.

Крест называется Древом и сопоставляется с древом жизни, насажденным Богом в раю. Пре­подобный Андрей Критский гово­рит: «Крест по отношению к рас­пятому на нем Господу именует­ся славою Христовой и высотою Христовою». Слава и Крест (ору­дие позора и уничижения) — ка­кие, казалось бы, несовмести­мые понятия. И, тем не менее, именно в Кресте заключена сла­ва Христова. Спаситель явил славу Божию на земле посредством Креста. Позор Христа ста­новится Его славою. Величай­шее земное уничижение соеди­няется во Христе с высочайшим проявлением славы Божией. Мы славим Крест Христов как зна­мение, освящающее четвероконечный мир, и как Древо жизни, упразднившее смерть, и как сла­ву и высоту Христову, и самое великое – как престол, на кото­ром Искупительная Жертва при­несена за каждого из нас. Поклоняясь Кресту, мы стремимся воздвигнуть Его и в храме сво­ей души и сердца.

Господь говорит, что нужно делать нам, чтобы и мы получи­ли благодатную силу Животворя­щего Креста. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34.) Чтобы приобщить­ся спасительной силе Креста Христова, мы должны понести и свой крест, который есть у каж­дого человека. Одним Господь посылает болезни, другим — ма­териальную нужду, третьим — трудности в семейной жизни; и всем нам нужно терпеливо и бла­годушно нести крест, посылае­мый нам Богом.

Сегодня многие люди не же­лают нести свой крест. Мало того, выбрасывают крест и пре­небрегают им, как и Самим Гос­подом, пострадавшим и умер­шим на Кресте за нас. «Слово о Кресте для погибающих юрод­ство есть, – говорит апостол Павел, – а для нас, спасаемых – сила Божия» (1 Кор. 1, 18). Крест есть защита, избавление и мир. Крест – наша жизнь и наше спасение, наша сила и наша сла­ва, наша победа. Ибо «Крест – хранитель всей Вселенной, Крест – красота церкви, Крест – царей держава, Крест – вер­ных утверждение, Крест – Ан­гелов слава и демонов язва». Без него нет никому спасения. Будем усердно почитать Крест Христов и с любовью поклонять­ся распятому на нем Начальни­ку жизни нашей Господу Иису­су Христу. 

Протоиерей Иоанн Монаршек, настоятель Смоленского храма г. Ивантеевки

   |    Рубрика: Духовное Слово настоятеля храма протоиерея Иоанна Монаршека    |    Опубликовано: 26.09.2024