27 сентября — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Римские императоры пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень, устроил на холме капище языческой богини Венеры и поставил статую Юпитера. Однако Промыслом Божиим через 300 лет христианские святыни были обре́тены и открыты для поклонения христианам. Это случилось при римском императоре Константине Великом. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, узаконивший христианскую религию, и гонения на христиан прекратились.
Равноапостольный Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, перед каждой из них видел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши». Император хотел найти Крест, на котором был распят Спаситель. С этой целью Константин направил в Иерусалим группу людей во главе со своей матерью — царицей Еленой. Долго искали они христианские святыни. Найдены были гроб Господень, Голгофа, три креста, гвозди и прочее. И чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Спаситель, патриарх Макарий стал поочередно возлагать кресты на мертвого человека. При возложении на него Креста Господня мертвец ожил. Много людей собралось, чтобы увидеть Крест и поклониться ему. Патриарх со священниками высоко поднимали Святой Крест, а народ смотрел, поклонялся и взывал: «Господи, помилуй». Это произошло в 326 году.
Царица Елена основала более 80-ти храмов в святых местах Иерусалима и всей Иудеи, где бывал Господь и следы которых до сих пор являют всему миру правду о том, что Христос был на земле и что Он есть Истинный Бог. Константин приказал основать в Иерусалиме храм в честь Воскресения Христова, который был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября (по старому стилю), было установлено праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
В течение года Святая Церковь много раз совершает молитвенное поклонение Кресту Господню и Страстям Христовым. В праздник Воздвижения центральное место занимает сам Крест как престол, на котором принесена искупительная жертва, и как вселенский символ, имеющий не только духовно-нравственное, но и космическое значение. Значение Креста как космического символа показано в стихирах праздника.
Крест называется Древом и сопоставляется с древом жизни, насажденным Богом в раю. Преподобный Андрей Критский говорит: «Крест по отношению к распятому на нем Господу именуется славою Христовой и высотою Христовою». Слава и Крест (орудие позора и уничижения) — какие, казалось бы, несовместимые понятия. И, тем не менее, именно в Кресте заключена слава Христова. Спаситель явил славу Божию на земле посредством Креста. Позор Христа становится Его славою. Величайшее земное уничижение соединяется во Христе с высочайшим проявлением славы Божией. Мы славим Крест Христов как знамение, освящающее четвероконечный мир, и как Древо жизни, упразднившее смерть, и как славу и высоту Христову, и самое великое – как престол, на котором Искупительная Жертва принесена за каждого из нас. Поклоняясь Кресту, мы стремимся воздвигнуть Его и в храме своей души и сердца.
Господь говорит, что нужно делать нам, чтобы и мы получили благодатную силу Животворящего Креста. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34.) Чтобы приобщиться спасительной силе Креста Христова, мы должны понести и свой крест, который есть у каждого человека. Одним Господь посылает болезни, другим — материальную нужду, третьим — трудности в семейной жизни; и всем нам нужно терпеливо и благодушно нести крест, посылаемый нам Богом.
Сегодня многие люди не желают нести свой крест. Мало того, выбрасывают крест и пренебрегают им, как и Самим Господом, пострадавшим и умершим на Кресте за нас. «Слово о Кресте для погибающих юродство есть, – говорит апостол Павел, – а для нас, спасаемых – сила Божия» (1 Кор. 1, 18). Крест есть защита, избавление и мир. Крест – наша жизнь и наше спасение, наша сила и наша слава, наша победа. Ибо «Крест – хранитель всей Вселенной, Крест – красота церкви, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение, Крест – Ангелов слава и демонов язва». Без него нет никому спасения. Будем усердно почитать Крест Христов и с любовью поклоняться распятому на нем Начальнику жизни нашей Господу Иисусу Христу.
Протоиерей Иоанн Монаршек, настоятель Смоленского храма г. Ивантеевки