В строительстве и благоукрашении Богородицерождественского храма принимало участие немало именитых владельцев села Костино. Подтверждением тому служат документы Центрального исторического архива г. Москвы.
Первые письменные упоминания о Костино находятся в Разъезжей межевой грамоте 1477-1484 гг., где говорится: «… на сей стороне по реку Явузу до Костинской чати (чать — древнерусская единица земельной площади), а Кнутовские земли по иной стороне за рекой от Мытища по реку по Явузу. До Костинской же чати и лес, и болото, и покосы то все Кнутовская земля монастырская Чудовская».
В письменных источниках XVI в. под 1585 и 1586 гг. Костино называется как владение думного дьяка Василия Щелкалова. В 1620 г. Костино становится собственностью Федора Ивановича Шереметьева. С 1623 по 1635 гг. входило в состав Большевской вотчины И.Ф. Шереметьева.
С 1635 г., на протяжении ста лет, Костино принадлежало царским стольникам Кузьминым: Кузьме Корнильевичу Кузьмину, с 1659 г. — его сыну Ивану Кузьмичу (умер в 1689 г.), затем внуку, стольнику Федору Ивановичу, который и построил церковь. Род Кузьминых (Косминых) происходил из новгородских бояр.
В Ведомости о церкви Рождества Богородицы за 1916 год читаем:
«Церковь построена в 1689 году тщанием царского стольника Феодора Иванова Космина». По названию церкви само село Костино тоже стало называться Богородское.
В 1743 г. село принадлежало вдове Федора Ивановича, Ульяне Артемьевне, а во 2-й половине XVIII в. – Е.С. Титовой. В 1812 г. им владели Е.А. и И.А. Киреевские.
В 1829 году село Костино-Богородское становится собственностью княгини Екатерины Гавриловны Гагариной-Долгоруковой (1785-1861), четвертой дочери действительного тайного советника князя Гавриила Петровича Гагарина от брака с Прасковьей Федоровной Воейковой; была замужем за подпоручиком гвардии князем Никитою Сергеевичем Долгоруким (1768-1842). В 1835 году на свои средства Екатерина Гавриловна проводит ремонт церкви и строит временную деревянную колокольню. В это время в Костино было 42 приходских двора, 155 душ мужского пола и 154 женского.
В 1861 году имение наследует её дочь — Варвара Никитична Долгорукова. 24 октября 1862 года она обращается с прошением построить на свои средства каменную колокольню и паперть:
«Святейшаго Правительствующаго Синода Члену Высокопреосвященнейшему Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, Свято-Троицкой Сергиевы Лавры священноархимандриту и разных орденов Кавалеру от дочери Гвардии подпоручика княжны Варвары Никитиной Долгоруковой, Московского уезда Богородице Рождественской церкви священника Ивана Иванова Третьякова.
Покорнейшее прошение.
В имении моем Московскаго уезда селе Богородицком, Костине тож, находится каменная церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, при коей церкви имеется времянная деревянная колокольня; ныне я, Долгорукова, вознамерилась на собственный свой капитал, вместо той деревянной построить каменную колокольню, и приделать к церкви входную паперть.
Представляя при сем на благоразсмотрение Вашего Высокопреосвященства план означенной церкви и предполагаемой к построению колокольни и паперти.
Покорнейше просим Ваше Высокопреосвященство учинить милостивейшее Ваше Архипастырское благословение дозволить по тому плану произвести постройку каменной колокольни и паперти, о чем и сделать Ваше Начальническое кому следует предписание».
Накануне нового 1863 года Московская Духовная Консистория по указу Его Императорского Величества разрешение на строительство дала:
«Дозволить ей на свое иждивение построить новую каменную колокольню и при церкви паперть с теплом…»
Судя по сохранившемуся снимку, стоящая отдельно изящная пятиярусная колокольня кажется невесомо-воздушной.
30 августа 1863 года купец Розанов «пожертвовал от своего усердия для храма колокол в 40 пудов».
Затем усадьба Костино принадлежала гофмейстеру Михаилу Дмитриевичу Жеребцову (1824-1905), дипломату, советнику Министерства иностранных дел. При Жеребцовых была отстроена усадьба Костино, в основном, сохранившаяся до нашего времени. Главный дом усадьбы построен на рубеже XIX-XX вв. и в советское время был перестроен. Несколько лет в нем временно размещалась церковь Рождества Божией Матери.
Последним владельцем усадьбы с 1901 по 1918 годы был потомственный Почетный гражданин, награжденный Золотой медалью на Анненской ленте, Александр Николаевич Крафт, ставший в 1903 году церковным старостой.
«Русский период» хроники семьи Крафтов начинается с 1838 г., когда в Москву приезжают братья Иоганн и Генрих Крафты. У себя на родине, в Ревеле (сейчас Таллин), куда их предки перебрались из Германии в конце XVIII в., они состояли в купеческой гильдии. В 1843 г. они открыли в Москве торговый дом «Братья Крафт», который специализировался на продаже москательных товаров (в основном, красок для бумажной пряжи). С 1885 г. торговый дом Крафтов начал заниматься оптовой торговлей хлопком; в Средней Азии были построены собственные хлопкоочистительные заводы.
Александр Николаевич Крафт являлся старшим сыном Николая Эдуарда Крафта (потомка Иоганна Крафта) и Лидии Флорентьевны Перловой, внучки основателя знаменитой чайной фирмы Василия Алексеевича Перлова (1784-1869), потомки которого владели имением в Подлипках.
20 января 1901 г. Александр Крафт сочетался браком с Эммой Беренс. В том же году было куплено имение «Костино».
Потомок обрусевших немцев, Александр Крафт был рачительным хозяином: из Англии он выписывал лучшие породы овец, свиней и коров; в конюшнях стояли ухоженные лошади.
В декабре 1913 года умер его отец, Николай Иоганн, от кровоизлияния во время поездки по России и был похоронен в склепе Алексеевского монастыря. К этому времени компания имела три хлопкоочистительных завода в Средней Азии и занималась поставками хлопка на крупные текстильные мануфактуры — такие, как Воскресенская, Богородско-Глуховская, Реутовская и др. Кроме того, торговый дом состоял в Товариществе Каспийской мануфактуры и сотрудничал с Обществом Российской бумагопрядильной мануфактуры, а также с Хлопчатобумажной мануфактурой Русско-французского общества. Помимо поставок хлопка, фирма «Братья Крафт» занималась оптовой продажей чая, мыла и хлопкового масла.
По завещанию отца единственным наследником всего состояния стал сын — Александр Николаевич Крафт (1874-1935). В завещании была сделана оговорка, согласно которой завещание прекращало свое действие, а Александр, единственный наследник, терял бы свою долю наследства в случае ссоры между родственниками. Крафты регулярно в дни рождения, именин и смерти усопшего навещали склеп, пока не разразилась первая мировая война и революция.
В 1913 году А.Н. Крафт на собственные средства провёл в храм централизованное отопление и выстроил дом для причта, а также некоторые другие здания (оранжерея, прачечная, конюшня и пр.), ставшие собственностью церкви.
Читаем «Ведомость о церкви» за 1916 год:
«Дом для священнослужителей на церковной усадебной земле построен тщанием церковного старосты А.Н. Крафта и на его средства в 1915 году и составляют собственность церкви.
Другие здания, принадлежащие церкви: каменная сторожка и 2 деревянных сарая.
Опись церковному имуществу заведена с 1856 года, хранится в целости.
Приходорасходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью, Консисторией даны 1916 года, ведутся исправно, хранятся в целости.
Копии с метрических книг хранятся в целости с 1839 года.
Исповедные росписи находятся в целости с 1839 года.
Книги, до церковного круга подлежащие, — есть.
Церковные деньги в целости за ключем…
Имеющаяся в приходе школа — земская…».
Незадолго до революции 1917 г. компания «Братья Крафт» стала членом Общества маслобойных заводов и Общества мыловаренных заводов. Сам Александр Крафт вёл активную общественную деятельность в своей сфере: он являлся заместителем председателя Хлопкового комитета при Московском биржевом обществе и к тому же — членом Московского учётного банка.
В годы революции семья Крафтов потеряла своё состояние. В 1918 г. была национализирована их усадьба «Костино». Александр Крафт и его жена Эмма, приехав в своё имение, застали там комиссара, который руководил уборкой конфискованного урожая. Это был последний приезд хозяев в Костино.
Неизвестно, как сложилось бы судьба самих владельцев усадьбы, если бы у Александра Крафта не сохранился документ, в котором говорилось, что предки Крафтов жили в Таллине. Эти бумаги позволили семье выехать из России. После длительного и тяжёлого переезда в 1919 г. Крафты оказались в Берлине. В 1923 г. Александр Крафт купил дом во Фрейбурге, перевёз туда семью, и с этого времени жил там до своей смерти (он погиб в автокатастрофе в 1935 г.). Александр Крафт мечтал вернуться в Россию — хотел быть похороненным в русской земле. Это не сбылось.
Потомки Александра Крафта проживают там и сейчас. Один из них — внук Александра Николаевича — профессор Ольденбургского университета Александр Александрович Крафт. Жива и дочь владельца Костина — Вера Крафт, ей 87 лет. Она художница. От потомков Александра Николаевича известно, что он так и не привык к немецким обычаям, предпочитая всё русское — и язык, и еду, и одежду.
После октябрьского переворота 1917 года на долю Богородицерождественской церкви выпали все испытания, на которые был щедр трагический послереволюционный период истории нашей страны: начались гонения на Церковь.
В подлинном документе той поры «Протокол Московской Уездной Комиссии об изъятии ценностей из церкви села Костино-Богородское Пролетарской волости» (по описям № 1 и № 2) мы читаем:
«5 мая 1922 года на основании постановления ВЦИК от 23 февраля с.г. и согласно мандату за № 1725 были изъяты церковные ценности. Общий вес изъятого серебра — 1 пуд 27,5 фунта (27,5 килограммов)».
В 1924 году в селе Костино была организована трудовая коммуна им. Ягоды, где перевоспитывались несовершеннолетние преступники.
26 марта 1926 года был составлен Договор между общиной Богородицерождественской церкви села Костино (62 человека, перечисленных поименно, включая восемь человек членов церковноприходского Совета) и Московским Уездным Исполнительным Комитетом (в лице Московского Управления Милиции). Согласно Договору, приходу передавались в безплатное пользование каменная церковь и колокольня при ней со всеми церковными принадлежностями. Штат состоял из настоятеля священника Васильева Павла Михайловича и псаломщика Аверкина Феодора Феодоровича.
В 1930 году (до 22 июня) настоятелем церкви был протоиерей Алексий Григорьевич Введенский, погибший во время сталинских репрессий и причисленный Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2003 года к лику Святых.
Вскоре Богородицерождественская церковь была разгромлена: уничтожен пятиярусный мраморный иконостас, исчезли иконы, утварь, в том числе святыня храма — чудотворная Смоленская икона Божией Матери, которая находилась в алтаре. Ранее до основания была разрушена колокольня. Вот что об этом пишет издаваемая в то время пролетарская газета «Коммунар» № 4 от 5 декабря 1933 года:
«Под дружный хохот коммунаров были сброшены в 1931 году купола Костинской церкви. В облаке пыли, в грохоте падающих от ударов ломами кирпичей, умирало еще одно из средств эксплуатации, еще одно из наследий капитализма.
А внутри здания лихорадочно кипела работа. Нужно было к 14-й годовщине октябрьской революции установить и произвести монтаж радиоузла трудовой коммуны.
Рабочих не было. Срок был слишком короткий, работы очень много, но задачу нужно было выполнить.
Под руководством В.И. Андрианова члены коммуны Петров, Леонов, Смирнов и др., охваченные общим энтузиазмом, работали по 18-20 часов, выполняя всякие работы: монтаж, побелку, покраску и даже некоторые работы каменщиков, плотников и штукатуров. В результате аппаратная, установленная в бывшем алтаре, заработала, передавая парад с Красной площади.
В 1932 году, ко дню 8-летия коммуны, решено было изменить архитектурные очертания бывшей церкви. Снова закипела работа, но в самом разгаре труда центральный купол, тяжестью в несколько сот тысяч килограммов, провалился внутрь здания, снес мастерскую второго этажа вниз, в студию, превратив радиоузел в груду развалин.
Но сердце радиоузла (аппаратная) осталась невредимой, и снова, под руководством энтузиаста Андрианова те же члены коммуны упорно, как муравьи, камень за камнем стали растаскивать нагромождение.
Вокруг здания образовались горы щебня, кирпича и мусора, а завтра праздник коммуны. Партийная ячейка решила провести ударник.
Партийцы, поддержанные всей массой коммунаров, работали всю ночь, а на утро бывшая церковь освободилась от лесов и мусора.
Радиоузел был восстановлен. Д. Закоржевский. Коммуна № 1».
Во время Великой Отечественной войны в здании бывшей церкви размещался Костинский штаб противовоздушной обороны. После войны здесь устроили общежитие, затем открыли швейную мастерскую, фотолабораторию…
Полуразрушенное здание церкви без купола и креста простояло до середины 50-х годов XX века. В хрущевские времена храм был окончательно разрушен. Тогда же был снесен и дом причта. Ныне на месте храма стоит пятиэтажка (ул. Дзержинского, д. № 32),
а по старинному кладбищу, прилегавшему к территории церкви, проходит улица Дзержинского…Что касается главного дома усадьбы Костино, то непростительная небрежность властей по отношению к нему привела к потере былой привлекательности исторического и архитектурного памятника. Сейчас в этом, почти безформенном, строении трудно узнать господский дом.
До принятия священного сана отец Борис сподобился великой милости Божией: его дважды рукополагал Святейший Патриарх Алексий II, в 1991 г. – в сан диакона, в 1995 г. – в сан священника. Священник Борис Куликовский уже тогда имел богатый жизненный опыт: доцент, кандидат технических наук, окончил МВТУ им. Баумана, занимался разработкой и внедрением АСУ на предприятиях страны. Служа диаконом в Преображенском храме в Переделкино, он в 1994 году экстерном окончил Московскую духовную семинарию. Так что Промыслом Божиим в 1999 году общину, к этому времени уже более полугода лишенную пастыря, возглавил именно священник Борис, сумевший преодолеть все преграды, воздвигавшиеся городской администрацией в деле возрождения храма.
Идея возрождения разрушенного храма на Костинской земле города Королёва сплотила общину, которая была зарегистрирована в 1996 году. Однако до практического воплощения этой идеи потребовалось еще почти 5 лет: с выделением нового участка земли под строительство городская администрация не торопилась.
В конце 1999 года община добилась выделения ей временного помещения для храма в доме Крафта (ныне это – Краеведческий музей) в непосредственной близости от исторического места.13 января 2000 года после более чем полувекового перерыва была совершена первая Божественная Литургия. Храм этот сохранился по сей день: алтарь, иконы. Там сейчас действует воскресная школа и Музей возрождения храма.
На разработку проекта, согласование и получение полного пакета разрешительной документации на строительство храма ушло в общей сложности два с половиной года. В 2001 году проект получил благословение Владыки Ювеналия.
14 июля 2003 года, в день свв. безсребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших, было начато строительство так называемого нулевого цикла – нижнего храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Первый строительный сезон был завершен 26 октября 2003 года, в день празднования Иверской иконы Божией Матери. В этот же день состоялась закладка камня. По благословению Владыки Ювеналия совершил ее благочинный церквей Пушкинского округа митрофорный протоиерей Иоанн Монаршек.
В
строительный сезон 2004 года были возведены кирпичные стены и сооружена временная двускатная крыша. Летом 2005 года велись работы по устройству бетонных сводов и главной звонницы.Возведение храма было совершено в три летних строительных сезона. С начала земляных работ до установки 11ноября 2005 года креста над шатром суммарная продолжительность составила один год и три месяца.
В сочельник 2006 года богослужения были окончательно перенесены из временного помещения дома Крафта в новый храм.
Освящение нижнего храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова было совершено Владыкой Григорием, архиепископом Можайским, 22 апреля 2007 года, в третье воскресение Светлой седмицы, в день памяти Жен Мироносиц.Согласно проекту храм оснащен двумя звонницами: малая, обращенная на запад, предназначена для рядовых служб и различных треб; главная – для воскресных и праздничных служб.
В настоящие время в верхнем храме продолжаются отделочные работы.
С открытием храма в 2000 году при храме действует воскресная школа для детей и взрослых, существует сайт, с ноября 2008 года издается газета «Костино, Богородское тожЪ».
21 сентября 2009 года Богородицерождественский храм отметил своё 320-летие. В числе подготовительных работ к празднику было размещение возле паперти со стороны ул. Калининградской баннера, свидетельствующего об истории нашего храма.
Контакты:
Адрес храма:
141080, г. Королёв, Московская область, ул. Калининградская, д.1.
Телефон/факс: (498) 602-91-80
Телефон настоятеля: 8-495-766-44-31
Банковские реквизиты:
ИНН 5018023872
КПП 501801001
Получатель: Богородицерождественский храм
ОСБ 2570 г. Королёв
Банк получателя: Сбербанк России г. Москва
р/c 40703810240170100159
к/с 30101810400000000225
БИК 044525225
Сайт храма: http://hramvkostino.ru/