«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь»
(Ин. 5, 24)
Православное учение открывает нам знание о Святой Троице, оно возвещает, что Бог — Чистейший Дух. Бога никто никогда не видел, на Него даже Ангелы не смеют взирать, и нельзя представлять, будто Бог — это дедушка с бородой, сидит на облаках и управляет миром. В такого языческого бога мы не веруем. Мы веруем в Бога, Который живет в Свете неприступном… Нельзя понимать Его и как воздух, разлитый в мире. Бог — особое Существо, Которое не смешивается с природой. Бог вечен и безсмертен. Не было человека, земли, всей вселенной, а Бог был. Для Него нет времени ни прошедшего, ни будущего, для Него всегда — настоящее; тысяча лет для Него как один день, и один день — как тысяча лет.
Бог — это богатство, полнота жизни, любовь, вся красота, все могущество, вся сила, т.е. все добро — в Одном Боге. Бог сотворил человека, чтобы он – Его творение – участвовал в Его благости, вместе с Ним ликовал и блаженствовал.
Свобода — это великий Божественный дар человеку. Когда еще не было мира, вселенной, человека, в разуме Бога все это уже было, и Бог заранее знал, кто свою свободную волю направит к добру и кто ко злу. И эту свободу мы потеряли через грех непослушания. «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 31-32). А Истина у нас одна — Ею является Бог.
Бог Един, но в Трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Это великая тайна Божества. Ограниченным человеческим умом постигнуть ее невозможно. Бог Отец вечно рождает Сына, а Дух Святой исходит от Отца через Сына. Слова «рождение» и «исхождение» Богу не присущи, но наш человеческий язык так скуден, что точнее мы сказать не можем. Чтобы хоть немного понять сущность Троицы, можно привести приблизительное сравнение.
Возьмем солнце. Оно имеет диск, круг — это как бы обозначает Безначального Бога Отца; от диска на землю нисходит свет — это обозначает Сына, а тепло — благодать Духа Святаго. Другой пример. Разум человека как бы обозначает Бога Отца, ум постоянно рождает слово — Сына, дыхание — благодать Духа Святаго. Бог создал мир, и всякое творение свидетельствует о Его Троичности. Человек состоит из духа, души и тела, каждый палец руки — из трех суставов, и сама рука — из трех частей: так же и нога. Огонь — это свет, тепло и дым; вода может быть жидкой, льдом и паром… И многое другое. И все это наглядно свидетельствует о Триедином Боге.
Бога иногда познают через явные чудеса, которые случаются в жизни и у неверующих людей, такие чудеса, после которых человек с радостью переносит поношения и скорби и даже идет за веру на смерть. Царедворцу, который пришел к Спасителю просить придти и исцелить его умирающего сына, Христос сказал: ««Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес… Пойди, сын твой здоров». Он поверил слову, которое сказал ему Иисус… На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров… И уверовал сам (царедворец) и весь дом его» (Ин. 4, 47-54).
Вера в Бога – не легенда, не миф. Это истина непреложная, необходимая для каждого человека. Если бы религия была легендой, она не могла бы дойти до наших дней, сохранив себя в чистоте, а давно затерялась бы в веках. Можно ли говорить о личностях, которые не существуют? Конечно, нет! Если бы не было Бога, и разговоров бы не было о Нем; не было бы рая и ада, Ангелов добрых и злых, жизни вечной — никто бы и не говорил об этом.
Есть свет, но есть также и тьма. Есть добро, но тут же рядом и зло. Есть в мире истина и ложь, радость и горе и т.д. Не должны ли мы прийти к логическому выводу, что такие антиподы, которые мы наблюдаем в мире видимом, должны быть и в мире духовном? Если есть начало плотское, значит, есть и начало духовное: первое — видимое, второе — невидимое. Если есть духовная смерть, то должна быть и духовная жизнь. Если есть греховность, должна быть и безгрешность. Если есть временное, должно быть и вечное. Если есть тление, то должно быть и нетление. Если есть жизнь земная, то должна быть жизнь и загробная.
Один человек проезжал по берегу Азовского моря. На берегу сидело много рыбаков, с азартом ловивших рыбу. Ему пришла мысль: если бы в Азовском море не было рыбы, никто бы там не сидел и не ловил ее. Если бы не было Бога, никто бы не молился Ему, никто бы к Нему не обращался. Когда в колодце нет воды, никто туда не ходит, его заколачивают, и тропинка к нему зарастает травой. Если бы в Церкви не было благодати, никто бы не ходил туда, все храмы бы закрыли, и тропинки к ним заросли бы язычеством. Один человек сказал: «Если бы собрались тысячи людей и привели множество доводов, опровергающих существование Бога, то я бы все равно не поверил, потому что Бог есть в моем сердце».
Когда человек совершает грех, он теряет ту энергию, ту силу, которую получает при рождении от Бога. Так постепенно он доходит до такого состояния, что становится пустым, ему не интересно жить, хотя всего у него с избытком. Материализм возвеличивает плотскую, низменную, порочную природу человека и полностью отрицает жизнь духовную. Люди в наше время, особенно молодежь, поражены, как раком, неверием, скептицизмом; душа у них равнодушна ко всему неземному, а земное им приедается. И мы видим, что многие молодые люди, имея достаток во всем: в пище, в одежде, в зрелищах — все удовольствия им доступны — теряют интерес к жизни и кончают жизнь самоубийством: вешаются, травятся, бросаются под поезд. Вот к чему приводит атеистическое воспитание!
Атеисты — это секта безбожников. У атеистов тоже есть вера, но только «с черного хода»: они верят, что Бога нет. Они верят в материю, признают ее источником всего существующего, иначе говоря, признают ее богом. Раньше язычники поклонялись той же материи, но в ее раздельности: небесным светилам, деревьям, камням; теперь материалисты обожествляют ее в целом. Для них это оказалось очень удобным. Безличную материю не нужно любить, она не требует нашего сердца, не ищет нашей воли, не призывает к добру, к чистой, свободной от зла жизни. Бог дал людям нравственный закон, повелевает жить по Его заповедям, обличает зло и проповедует любовь: материя никого не ограничивает во зле, не указывает на смысл жизни, не объясняет человеку, кто он и к чему должен стремиться. Это-то и нужно грешникам, не желающим выйти из тьмы греха и лжи к свету истины — ведь материя не запрещает грешить!.. Как заметил один из героев Достоевского: «Если нет Бога, то человеку все позволительно».
Атеисты отняли у человека Бога, а взамен дали идола. Они напоминают осла, который бежит вперед. Потому что впереди него на палке висит мешок с сеном. Разница в том, что ослу, когда он добежит до цели, дадут сена, а здесь — безконечный бег многих поколений, да и сена-то, собственно говоря, нет, только разговор о нем… То, что основывалось тысячелетиями, хотят за один день перевернуть, уничтожить. Все это суета сует, томление духа! Человек должен помнить, что голова его – не помойная яма, не мусорный ящик, куда можно сваливать подряд… Надо, чтобы мысли были чистые, желания — добрые, надо иметь любовь к Богу и ближним. Не забывать никогда, что человек создан для вечности, что есть Бог, что душа безсмертна.
Вера без дел мертва. Многие говорят, что веруют в Бога, а закона Его не исполняют; с такими людьми Бога нет. Ведь и бесы веруют и трепещут, но пойдут в вечный адский огонь… Есть три места, о которых нужно помнить каждому христианину: место, где много плачут; место, где всегда плачут; место, где никогда не плачут.
Место, где много плачут, — это наша земля. Плачут маленькие дети, только появившиеся на свет; плачут молодые и старые от болезней, от сердечной муки, от грехов своих и чужих; в слезах родятся, в слезах проживают свой век и в слезах умирают. Пойдите на кладбище. Посмотрите, сколько там могил! И каждая омыта слезами.
И какое время высушит эти слезы? Откуда этот плач? Где его начало?
Он начался при изгнании из рая наших прародителей: плакал Адам; теперь плачем мы, наследники его греха, пришельцы и странники на этой земле.
Место, где всегда плачут, в Священном Писании называется адом. Господь говорит, что там вопль, и плач, и скрежет зубов. Представьте себе мрачную подземную темницу, глубочайшую пропасть — безотрадное место плача или ужаснейшую печь огня неугасимого и посмотрите на находящегося там, горящего в пламени грешника!
А в раю никогда не плачут. Здесь одна только благодать, одна только радость, здесь нет ни болезней, ни слез, ни воздыхания, но жизнь безконечная.
Мы на земле живем между раем, где вечное ликование Святых, и адом, где вечное мучение грешников. Земля для нас — только пересылочный пункт, гостиница, из которой мы вот-вот выйдем. В какой час Господь позовет нас к ответу — этого никто не знает, а Он сказал: «В чем застану, в том и сужу».
Все зависит от нас самих. Бог дал нам свободную волю, и мы можем направить ее либо к добру, либо ко злу, собрать добрый багаж или дурной. Ведь и рай и ад начинаются здесь, на земле, — начинаются в нашем сердце.
Есть три вида веры: вера мертвая, не дающая жизни; бесовская вера, которая состоит из страха и отчаяния (бесы «веруют и трепещут», но не каются); вера живая и деятельная, соединенная с любовью, приобретающая нам спасение.
Можно сказать так: вера — это корень, дела наши и наша жизнь — дерево, а спасение — это уже плоды. Спасение – это добровольное наше послушание Богу. Вера наша делает нас сынами Божиими. За веру, доверие и любовь Господь награждает человека спасением, награждает всякого, кто послушался голоса Его Единородного и возлюбленного Сына Иисуса Христа.
Для спасения нужна только вера живая, деятельная, выражающаяся в добрых делах, в нравственно чистой жизни человека. Дела — это плоды веры. Можно сказать, что где нет добрых дел христианских, там нет истинной христианской веры, и где есть нравственно чистая христианская жизнь, там есть и вера. «Дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф. 7, 17). «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14, 21).
Совершая добрые дела и живя по воле Божией, человек выражает этим свою веру во Христа Спасителя. Потому что вера в Бога и добрые дела составляют необходимые условия для того, чтобы Искупительная жертва Христова была спасительна для человека. Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3, 36)
Протоиерей Иоанн Монаршек