На воротах одного города была надпись: «Путник, ты можешь узнать имена всех живущих в городе, а имена умерших знает только Бог». Действительно, подумаем, что мы знаем об именах наших умерших сродников. И знаем ли мы их? Может, знаем до прадеда и все. И наши имена будут помнить также только до прадеда. Может, еще немного на могиле нашей, на памятнике, будет надпись о нас. Но время все уничтожает, и на месте нашего погребения будут когда-то построены дома.
Каждый день нас приближает к могиле, и нам нужно бы помнить наставление мудреца: «Спеши, времени осталось мало, а время — это плата, за которую покупается вечность». Вообще, время похоже на водяной скат: человеку не за что ухватиться, не на что опереться, он скользит вниз, а под ногами — пропасть. Наша земля — это кладбище, по которому мы ходим. Душа покидает тело, которое становится трупом, видимое умирает, а сущность жизни в невидимом остается. Видимое наше смертно, а невидимая душа наша безсмертна. Человек боится вспоминать о смерти, и в этом одна из причин его грехопадений.
Мы часто думаем, что чем-то владеем, но, оказывается, что все, что мы имели, было дано нам взаймы. Наша жизнь похожа на облака, которые постоянно меняются и превращаются в безформенные тени. Но после смерти человек входит в новую жизнь. Видимое исчезло, осталось невидимое. Как люди радуются своей земной красотой, своим именем, походкой, и сколько люди придумали песен, чтобы возвеличить свою земную красоту. А после смерти, куда вся красота подевалась? Все превратилось в прах. Счастье на земле — это тень, которую нельзя догнать, и каждый из нас бежит за собственной тенью. Но если смотреть на жизнь как на путь к вечности, тогда она открывается как великий дар Божий, и человек понимает, зачем он живет, почему страдает, во имя чего борется. И становится совершенно ясно, что жизнь дана нам, чтобы приобрести вечное блаженство с Богом.
Для каждого человека есть три стороны жизни. Первая — утробный период, когда формируется тело. Вторая — земная жизнь, когда формируется личность, воля человека определяется в сторону добра или зла, и человек определяется в отношениях к Богу. Третья — когда человек входит в вечность и раскрывается душевное содержание, которое человек приобрел в своей земной жизни. Последним актом в истории человека и человечества будет Всеобщее воскресение и окончательное разделение добра и зла — Страшный суд. На земле человек должен уподобиться Богу, чтобы иметь возможность в вечности быть с Богом.
В древности жил один мудрец, который изучил все науки, казалось, не было вопроса, на который он мог бы не ответить. И вот однажды к нему пришел вместе со своим малолетним сыном некий человек и сказал: «Мой ребенок задал мне вопрос, на который я не мог ответить, и я прошу тебя, ответь ему на его вопрос». Мудрец спросил: «Что ты хочешь знать, какой твой вопрос?» — «Что такое время»? — спросил отрок. Мудрец задумался, долго молчал, а потом ответил: «Приходите завтра, и я скажу вам, что такое время». Они пришли на второй день, но мудрец не вышел к ним, но передал, чтобы они пришли за ответом через неделю. Когда они пришли через неделю, он просил, чтобы они пришли через месяц. Когда пришли через месяц, мудрец сказал: «Приходите через год, я не могу найти ответ на ваш вопрос, хотя все книги листаю. Может быть, найду». Когда через год они пришли, мудрец сказал: «Книги древних мудрецов молчат об этом. Наверное, вся моя мудрость посрамлена вопросом ребенка. Приходите через десять лет, если смогу — отвечу вам». Когда отец и сын пришли через десять лет, то мудреца уже не было в живых, но им передали, что перед смертью он велел им посетить его могилу. Там они увидели высеченные на надгробном камне слова: «Тайна времени непостижима для человека».
Тело наше — это храм души. Смерть освобождает душу от тела, и душа видит сама себя. И человек узнает, что он никогда подлинно не знал себя, не видел себя, и смерть открыла его духовное зрение. Смерть — это ворота, в которые можно зайти, но выйти уже нельзя. Очень важен для человека в момент смерти тот факт, крещен ли он. Страшное несчастье для человека, если он уходит в вечность не омытый Таинством Крещения, не присоединенный к Церкви, не имеющий Ангела Хранителя. Он остается в вечности одиноким, пленником демонов, не выкупленным Крестной Жертвой Спасителя. После смерти все откроется, все грехи, страсти, помышления. Человек увидит свою жизнь как постоянную измену Богу, подобно Иуде, который часто своими грехами предавал Христа. В час смерти человек увидит, что все — ложь, кроме Заповедей Божьих; все, чем он жил на земле, остается позади. Смерть станет рождением человека в вечность.
Все люди боятся смерти потому, что после нее должен быть суд. А грешные – все люди, хотя можно разделить их на кающихся, некающихся и осатаневших. Кающиеся — это люди, которые борются с грехом. В этой борьбе или победа, или поражение. Некающиеся — это неверующие, лицемеры, люди, которые живут так, как будто Бога нет. Осатаневшие грешники — это сознательно предавшие себя греху, служители демону как своему владыке; это — колдуны, маги, злодеи, убийцы и прочие грешники. У таких людей уже на земле ад в душе, они не могут слышать даже об имени Божием и, конечно, о смерти. Вообще, для людей маловерующих, неверующих и осатаневших мысль о смерти очень тяжелая и страшная; она им портит настроение и пугает их.
Душа человека чувствует вечность. Совесть напоминает о возмездии, а страсти не хотят разлучаться с человеком. Они держат человека, как каторжника, а он служит им день и ночь. Странно, что все люди думают: «Смерть еще очень и очень далеко от нас». Дьявол отнимает у человека память о смерти и предлагает нам множество приманок — земных увеселений и дел. Мы ему уподобились, потому после смерти он разделит с такими послушными ему людьми адское мучение. Ад — это вторая смерть, где нет воскресения. В сравнении с ней, первая телесная смерть и тление в могиле кажутся тихим сном.
Протоиерей Иоанн Монаршек