Смоленский храм

Священное Писание — источник знаний о Боге

Естественное Откровение

 Все, что Бог открыл нам о Себе в Своем творении, служит первым и самым обычным источником нашего познания о Нем. На всем Своем творении Господь положил печать Своего могущества, премудрости, благости и других свойств Своих. Апостол Павел о познании Бога из видимого мира говорит: «Невидимая бо Его от создания мира твореньми помышляема, видима суть, и присносущная сила Его и Божество» (Рим. 1, 20), т.е. как невидимая нами сила ветра познается по колебанию и шуму деревьев или как невидимые нами способности нашего человеческого ума открываются из его произведений, книги, картины, машины, так невидимые свойства Бога: Его сила, премудрость и др. — познаются из Его творения. Весь мир – открытая книга, в которой человек может читать о Творце Его.

Святой Григорий Богослов говорит: «Небо, земля, море, словом – весь мир есть великая и преславная книга Божия, красноречиво свидетельствующая о бытии Бога». Внешняя природа служит откровением Божественной славы, Его всемогущества, величия и премудрости. «Сам поднебесную всю надзирает, ведый, яже на земли, вся, яже сотвори. Ветров вес и воде меру…» (Иов. 28, 24-25). А в 103 псалме: «Благослови, душе моя, Господа! Господи Боже Мой, возвеличился еси зело, во исповедание и в велелепоту облекся еси. Одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу.. Вся премудростию сотворил еси».

Василий Великий говорит, рассматривая творение мира: «Мы познаем, что Бог премудр, всемогущ, благ, познаем и все невидимые Его свойства. Поскольку всего мира Творец есть Бог, а мы составляем часть мира; следовательно, Бог есть Творец и наш. За этим познанием следует вера, а за верой – поклонение».

Сам собой не мог явиться мир – это великое и прекрасное строение Божие. Если для малого здания нужен архитектор, то тем более для мироздания. Ибо апостол Павел говорит:  «Всяк бо дом созидается от некоего, а сотворивый всяческая – Бог» (Евр. 3, 4). «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Пс. 18, 1).

Все в мире изменяется, преходит, значит все существует не от вечности, имеет свое начало. Итак, не сам возник мир, не от слепой силы или случая. Случай – пустое слово. «Если бы от случая зависел порядок мира, — говорит Цицерон, — то от случая можно бы ожидать и того, чтобы из брошенных на удачу букв составилась летопись». В мире можно заметить (и при изменяемости его) удивительный порядок, соразмерность и красоту. От величайших тел, плавающих в пространстве, и до ничтожных насекомых — всему дано свое и самое мудрое устройство. Но не одна мертвая природа свидетельствует о бытии Бога. Еще громче об этом говорит сердце человека. Совесть – зеркало, перед которым нельзя скрыть ни одного порока; обвинитель, который не дает человеку покоя; свидетель, которому нельзя противоречить; судья, перед которым нельзя устоять.

Об это естественном законе, который имели и язычники, апостол Павел говорит: «Языцы, не имущие закона, естеством законная творят, сии, закона не имущее, сами себе суть закон: иже являют дело законное написано в сердцах своих, спослушествующей им совести, и между собой помыслом осуждающим или отвещающим» (Рим. 2, 14-15).

Естественным Откровением пользовались все святые Отцы как самым доступным. И Священное Писание говорит: «Стой и разумевай чудные дела Божии» (Иов 37, 14).

Когда мы принимаем подарок от кого-либо, мы любуемся внешними его формами, наслаждаемся ароматами, вкусом и т.д. и благодарим тех, кто его подарил. Тем более, приняв от Бога, Творца нашего, дар, которому нет в мире равного по красоте и совершенству, мы обязаны благодарить Его. Дар этот – природа с умным управлением ею ее Творцом.

 

Сверхъестественное Откровение. Памятники Откровения

 

Одного Естественного Откровения мало для познания Бога и мира. Естественное Откровение может служить лишь приготовлением к вере. Вот почему Промысл Божий для спасения людей восполнил это Естественное Откровение Сверхъестественным.

Сверхъестественным Откровением называется непосредственное сообщение Самим Богом человеку тех истин веры и нравственности, которых человек или не знал, или недостаточно сознавал и до ясного представления которых никогда не мог возвыситься своим разумом.

Провозвестниками Сверхъествественного Откровения были Патриархи и Пророки, но в совершенстве принес на землю Откровение Божие Сын Божий Иисус Христос и распространил его через Своих учеников и апостолов. Содержанием Откровения служит учение о Боге, Едином по существу и Троичном в Лицах, об искуплении людей Иисусом Христом и об освящении их благодатию Святого Духа, об Ангелах добрых и злых, о человеке, созданном по образу и подобию Божию, о безсмертной душе человека, о Промысле Божием и т.д.

Откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания.

 Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и  чтущие Бога словом и примером передают один другому или предки потомкам учение веры, Закон Божий, Таинства и обряды. Верное хранилище Священного Предания есть «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15).

Святой Ириней Лионский пишет: «Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни. Она есть дверь жизни».

Под именем Священного Писания разумеются книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, — Пророками, Апостолами. Эти книги называются Библией. Всего их – 77: Ветхий Завет – 50 (39 канонических, 11 неканонических), Новый Завет – 27.

Христианская религия основана на Сверхъественном Откровении, Она есть религия Богооткровенная, а поэтому христианское учение определяется как высшее знание о духовных истинах, данных человечеству. Такое христианство дает просвещение разума, ибо Христос «есмь  Путь, Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6).

До истин, возвышенных Христом, не мог дойти человеческий разум ни в философии, не в других античных религиях. Апостол Павел говорит об этом: «Глаголем премудрость Божию, в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век в славу нашу, юже никтоже от князей века сего разуме: Дух вся испытует, и глубины Божия» (1 Кор. 2, 7-8, 10). Да, Господь избрал проповедниками Своими простых галилейских рыбаков, и они посрамили высокоумных мира сего, которые «не познали Бога в премудрости Божией» (1 Кор. 1, 21). Они сохранили для мира на все века великие начала христианства, которые оказались не посильные для человеческой премудрости древнего мира, ибо «буее Божие (немудрое) премудрее человек есть, и немощное Божией крепчае человек есть» (1 Кор. 1, 25). И Бог избрал немудрое мира и немощное мира, чтобы посрамить мудрых и сильных мира сего, которые без Бога хотели обрести истину. Христианство всегда было и остается тайной, которую Бог «утаил от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11, 25), «чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9, 39).

Противна христианству самодовольная и самоуверенная мудрость. Знание, озаренное Божественным Откровением, приносит человеку пользу, укреплят его веру. Как нож в руках повара приносит пользу, а в руках разбойника служит оружием для убийства, так и знание полезно тогда, когда человек стремится к Богу, хочет Бога познать и свои знания посвящает служению ближнему. Вредны знания эти, когда они служат к удовлетворению своих страстей и вызывают гордость.

Целью Откровения служит не столько удовлетворение познавательных способностей, сколько, и главным образом, — спасение человека, достижение им Царства Небесного, или того райского блаженства, которого он лишился через грехопадение. Ибо конечная цель бытия человека – общение его с Богом и достижение им вечного спасения, а это возможно только с помощью Божественной благодати.

Необходимость Сверхъестественного Откровения

1. Человек после грехопадения повредил свою природу и без Откровения ни начало, ни развитие своей духовной жизни невозможно.

2. Это живое взаимное общение между Богом и человеками.

3. Невозможно допустить, чтобы Бог оставил Свое создание без Своего Откровения. Без Сверхъестественного Откровения не может быть истинной религии и правильного понятия о Боге.

Протоиерей Иоанн Монаршек

   |    Рубрика: Проповеди о. Иоанна Монаршека (ст.)    |    Опубликовано: 20.03.2013