Великий праздник Святой Троицы, называемый еще пятидесятницей или Сошествием Святого Духа на Апостолов, является днем рождения Святой Церкви.
В 50-й день после Воскресения и в 10-й день после Вознесения Христова в 9-м часу утра, когда народ собрался в храм для жертвоприношения и молитвы, все ученики Христа находились в горнице на горе Сионской Иерусалима. И вот внезапно сделался шум с неба, как от сильного ветра. Но ветра не было — только шум, наполнивший дом, где сидели Ученики. И появилось в воздухе множество языков, как бы огненных, которые носились над головами Учеников, а затем опустились на них и вселились в Апостолов. На самом деле огненные эти языки не были огнем, а лишь светились, и Ученики исполнились Духа Святого.
Заметьте, Дух Святой сошел на землю не в Иерусалимском храме, где царствовали первосвященники, которые, собственно, и убили Христа, а тут, в сионской горнице — начале христианских храмов.
Люди, пришедшие на шум к горнице, услышали, что Апостолы говорят на разных языках, и с удивлением спрашивали друг друга: «Не все ли они Галилеяне (то есть евреи из Галилеи)? Как же мы слышим их говорящими на разных языках?» А непонимающие смеялись и говорили: «Они, наверное, пьяны». Тогда Апостол Петр стал на возвышенном месте и сказал народу: «Что вы удивляетесь нам и говорите, что мы пьяны? Нет, мы не пьяны. Но мы получили Духа Святого. Вы знали Иисуса, посланного от Бога. Он творил между нами великие чудеса, а вы убили его, пригвоздив ко кресту. Сей Иисус воскрес, вознесся на Небо и послал на нас Духа Святого, как и обещал». Слышавшие спрашивали: «Что же нам делать?» Петр отвечал: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и вы также получите дар Святого Духа». Проповедь Апостолов была очень сильной, ибо сразу после нее тысячи уверовали во Христа и крестились.
С этого времени те, кто еще недавно в страхе бежали, смело пошли по всему миру проповедовать Слово Божие.
После Литургии на Троицу священником читаются три особые молитвы, обращенные к Триединому Богу. В это время, впервые после Пасхи, все встают на колени. И храмы, дома на этот праздник украшаются цветами и зелеными ветками в честь Духа Божия Животворящего.
Святая Троица является величайшей тайной христианской веры. Божество — это единое существо в трех Ипостасях: Отец, Сын и Дух Святой. Оно и Едино, и Троично. Пресущественное Божество есть Ум, имеющий Слово и Дух. Отец рождает Сына и низводит Святого Духа. Когда Бог именуется Отцом, то разумеется с Сыном и Святым Духом. Сын именуется Богом, как Сын Бога Отца, Дух Святой именуется Богом, как исходящий от Отца. Единение это и различие, по словам Симеона Нового Богослова, непостижимы и невыразимы. Образ Отца есть Сын, образ Сына есть Дух Святой.
Откровение о Святой Троице и все, что мы знаем о Боге, мы берем из Божественного Откровения. Трудно постигнуть, как могут быть три одним и один — тремя. Но потому это и тайна. Легко ли познать электричество, магнит, каплю воды, которая вмещает миллионы живых существ? Чтобы познать тайну Божества, человек должен войти в сферу Божества, ибо только подобным познается подобное.
Однако символ и присутствие Святой Троицы видны во всем и всюду. Премудрый Творец так расположил все в окружающем мире, что оно определяется мерой, числом и весом, а измеряется длиной, шириной и глубиной. Дерево едино, но начинается оно в корне, продолжается в стволе, завершается в плодах. Семья человеческая состоит из отца, матери и детей. Каждый человек — это дух, душа и тело. И в жизни нашей проявляется троичность: обычно мы трижды стучим, трижды выражаем восторг или огорчение…
Познание Бога в Троице есть сама жизнь. «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа», — говорит нам Священное Писание.
Однажды Блаженный Августин, работая над книгой о Святой Троице, прогуливался берегом моря. Вдруг он увидел юношу, который сделал в песке яму и ладонями переносил в нее воду из моря. Блаженный спросил: «Что ты делаешь?» Юноша ответил: «Хочу море перелить в эту яму». «Это невозможно», — сказал Августин. «Да, это невозможно, но я быстрее перелью море в яму, нежели ты своим умом познаешь полностью бытие Святой Троицы». При этих словах юноша исчез, ибо это был Ангел, посланный для вразумления блаженного Августина и всех людей в том, что, живя на земле, полностью познать Святую Троицу мы не можем.
Прославляя Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу — Отца, и Сына, и Святого Духа, будем стараться познавать Бога и приближаться к Нему. Мы — образ Святой Троицы, наше тело — храм Божий. Будем достойными носителями образа и подобия Божия, достойными Отца, сотворившего нас, Сына, искупившего нас, и Духа Святого, освятившего нас.
Протоиерей Иоанн Монаршек