Смоленский храм

Что надо сделать нам для спасения

Для того чтобы спастись, нужно то, о чем говорит в Новом Завете первый проповедник покаяния святой пророк Иоанн: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2), т.е. первое условие для спасения — нужно по­каяться и креститься. Из уст Спасителя нам дано свидетельство самой Истины как непреложное учение Закона Божия из уст Самого Мироправителя, Вседержителя и Царя, как альфа и омега всего су­щего.

В учении Христа Царствие Божие имеет троякое значение: как Царство силы, Царство благодати и Царство славы. Царство Божие вечно, ибо Бог есть Сын, вечно Существующий. Царство власти Бога простирается на всё в мире — Он все содержит в Своей власти как Мироправитель, Начальник и Зиждитель «видимого же всего и невидимого» (Символ веры).

Во втором значении Совет Святой Троицы, Божественная Любовь определены создать на земле Царство благодати, т.е. Церковь, цель которой состоит в том, чтобы через Основателя Царства благодати всё, что есть на Небе и на земле, было соединено в единое новое Царство славы, в котором испол­нялась бы воля Бога и господствовали правда, мир и радость. Пришествие этого Царства и достижение его есть цель всех действий Господа нашего Иисуса Христа. Весь мир сотворен для Царства Божия. Вот почему Господь говорит всем нам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Жизнь в Боге и с Богом — вот что составляет основу нрав­ственного поведения человека. Все земные блага являются как награда за добродетельную жизнь, за исполнение заповедей Божиих. Отвечая книжнику на вопрос: «кто есть ближний?» (Лк. 10, 29) и богатому юноше: «что мне делать, чтобы наследо­вать жизнь вечную» (Лк. 18, 18), указывается один путь в Царство Небесное — это благотворение, любовь к ближнему, самоотречение и самопожертвование, слу­жение добру. Если все наши земные привязанности, даже родственные связи и отношения, не подчинены искреннему чувству любви к Богу, то они не имеют оправдания и ценнос­ти. Жизнь должна быть свободна от рабства вещам.

Господь говорит: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Мо­его Небесного» (Мф. 7, 21). Постоянное, неуклонное исполнение заповедей Божиих ве­дет людей к признанию их сынами Божиими, т.е. стяжанию благодати Божией, и делает наследниками Царства Небесного. Господь учит, что никакие земные блага: ни слава, ни богатство, ни царство, ни материальное благополучие — не спасут и не избавят человека от вечной гибели, если он погубит свою ду­шу: «Какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16, 26). И Христос учит о царстве духовности, в чем оно состоит и какими средствами приобретается: «…Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17).

Господь говорит: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3, 3). И еще: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Одно дело «видеть» Божие Царство, и другое дело «войти» в него. Царство Божие и вход в него предполагают новый внутренний процесс жизни, новое возрастание духовно-нравственной личности человека через очищение водою и огнем как символами святости и озарения внутреннего мира человека Духом Святым по вере в Иисуса Христа как Сына Божия. Царство Божие не есть готовое и данное, но оно уготовляемое и совершенствующееся, имеющее открыться и быть познанным внутри человека, в его сердце, как говорит Господь: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).

Итак, Господь в Своей проповеди раскрыл перед людьми образ Царства Небесного во всем его универсальном смысле и значении как Царства вечной Божественной жизни, объемлющего весь мир, утверждающего свой престол в людях, чистых сердцем, исповедующих Иисуса Христа Сыном Божиим.

Церковь Божия, основанная Спасителем как видимый образ Царства Божия, Царства Благодати, видимого и управляемого Духом Святым, и была основана для прощения грехов и спасения людей. Своим ученикам Христос сказал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 15-16).

Царство Божие должно пребывать, расти и распространяться по всему миру, объединяя всех желающих спастись и наследовать Царство Небесное. Идея единства и соборности является признаком действительного осуществления Царства Божия, как результат проповеди и служения Христа, сказавшего: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17, 21).

Господь ученикам Своим говорил: «…вам дано знать тайны Царствия Божия» (Лк. 8, 10). И они все силы свои вкладыва­ли в то, чтобы проповедовать, уча, что «мно­гими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22) и что «Царствие Бо­жие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Свя­том Духе» (Рим. 14, 17). Их проповедь была важнейшим делом их апос­тольской деятельности и имела величайший успех, потому что утверждалась «последующими знамениями» (Мк. 16, 20).

Апостолы говорили, что люди, поступающие неправедно, являются недостойны­ми Царства Божия: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники,.. ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9-10). Также говорили они: «Вот, теперь вре­мя благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6, 2).

Апостолы своею проповедью утверждали, что Царство Божие проявляется в самой жизни людей, в их духовно-нравственной деятельности, в озарении Духом Святым, когда Дух Святой достигает серд­ца человека. Царствие Божие открывается как сила Божия, действующая в человеке, и как путь его собственного нравственного совершенствования — «Царствие Божие внутрь вас есть».

Царство Божие — это есть область духовного Богопроявления и власти во всей жизни человека. Человек лишь верой, искренней любовью и добрыми делами уже здесь, в зем­ной жизни, делается храмом Божиим, а это значит, что он уже находится в Царстве Божием. Об этом говорит апостол Павел: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3, 16-17).

Царство Божие начинается здесь, на земле, и оно не толь­ко уже приблизилось, но и открылось и действует, проявляясь в благодатном воздействии на людей через Таинства Святой Церкви. Многие люди приходят в церковь для того, чтобы приблизиться к благодатному воздействию Царства Божия.

Надо помнить определение Царства Божия, что во главе его находится Бог, сущий на Небе. Царство Его не вещественное, земное и видимое, но духовное, так как Бог есть Дух и «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре От­чем, Он явил» (Ин. 1, 18), т.е. открыл, явил его людям. Воп­лощение Сына Божия, Его служение раскрывает нам тайну Царствия Божия, его Небесное происхождение. Оно с Неба приходит на землю и здесь открывается и дается верующим. Форма Царства Божия проходит через идею Небесного Отца, согревается теплом любви и всепрощения. От него недалек тот, кто всем сердцем любит Бога и ближнего. Царство Божие име­ет двусторонний смысл, потому что оно имеет союз и единение между Небом и человеком, вхождение и вступление в него за­висят от исполнения человеком тех норм, правил, заповедей и законов, которыми характеризуется Царство Небесное. Ими являются вера и покаяние, духовная и подвижническая жизнь, святость, Церковь Христова и ее Таинства. Господь говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16, 16).

В Царство Божие могут войти лишь праведники. Сам Господь говорит: «Если праведность ваша не превзойдет пра­ведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5, 20). И «праведники воссияют, как солн­це, в Царстве Отца их» (Мф. 13, 43). Для этого праведность и святость должны быть присущи христианину. Внутреннее родство должно быть у человека с Богом — это и есть спасе­ние, совершаемое Богом, Святой Церковью с ее Таинствами и человеком.

Царство Божие на земле строится Божией силой, и оно есть откровение Божественной жизни. Оно приходит на зем­лю в виде знамений и чудес, которые, вразумляя человека, приносят ему спасение. Чудеса и знамения — это отличитель­ный признак начала Царства Божия. По знамениям люди уз­нали и уверовали, что Царство Божие к ним уже приблизилось и что оно действует уже в силе, о чем свидетельствовал Сам Иисус Христос в начале Своей проповеди: «Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исце­ляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф. 10, 7-8).

Спаситель устранял страдания, болезни, голод, даже смерть. Все это говорит о наступлении нового благодатного времени Царства Божия — Спасения.

Господь наш Иисус Христос пришел на землю, воплотил­ся, пострадал ради нас и нашего спасения, искупил грехи на­ши Честною Своею Кровию, основал на земле Свою Церковь, чтобы спасти нас, сделать нас сынами Божиими, а следова­тельно, наследниками Царства Божия.

Спасение человека уже слышится из проповеди Христа Спа­сителя о Царстве Божием: «Веруйте, покайтесь!» Все дело зем­ного служения Иисуса Христа есть дело нашего спасения, дело проповеди о Царстве Небесном. Спасение — это цель вступления и пребывания человека в Царствии Божием, Начальник Кото­рого — Спаситель. «Сын Человеческий пришел взыскать и спас­ти погибшее» (Мф. 18, 11). Спасение — это избавление от гре­ховного плена, освобождение и свобода от всякого рода несчас­тий и страданий, неизбежных в земной жизни. Господь говорит: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24, 13).

Спасенные наследуют вечную жизнь, сделаются причастни­ками вечной славы Божией, обретут вечное блаженство. Вечная жизнь — это счастье, это высшая награда, духовное благо, блаженство, происходящее от общения с Богом, от обожения. Вечная жизнь дарована миру во Христе, в Его силе, в Его делах. В Нем открыта Божественная жизнь Отчей жизни (1 Ин. 1, 2). Божественная жизнь проявляется в любви, кото­рую показал Христос Спаситель, так возлюбивший мир, что умер за него. Царство Божие есть единение всех людей в Бо­ге. Это исполнение воли Божией человечеством. Это воплоще­ние жизни Божественной в жизни человеческой. Это внутреннее общение человечества с Богом. Спасение — это прощение грехов, прекращение страданий и начало блаженства. Царство Божие или Спасение — это праведная, нравственно совершен­ная жизнь людей на земле. Это победа добра над злом в чело­веческом сердце.

Бог положил во Христе Иисусе возглавить всяческая: «Да­бы все земное и небесное соединить под главою Христом. В Нем мы и сделались наследниками» (Еф. 1, 10-11).

Спасение — это исполняемая человеком воля Божия, заключающаяся в правде, святости и любви. Христос призывает всех в Царство Божие. Оно есть осуществление Божественной це­ли в людях — это жизнь с Богом, Богообщение со Христом, Который есть не только Основатель, но и Носитель, Воплощение и Полнота всех благ Царства Божия. Христос — жизнь наша. Он — лоза, а мы — ветви Его.

Царство Божие есть единение всех людей с Богом, даро­ванное нам во Христе. Спасение совершается Сыном Божиим не без участия Отца и Духа Святого. Спасение нам устроил и спасает каждого из нас Бог, в Троице покланяемый, — Отец, Сын и Дух Святой. Жизнь наша и спасение наше — в живом общении с Богом. Через падение мы потеряли сие общение. Явился Бог во плоти — Сын Божий Единородный, и в лице Своем воссоединил падшее человечество с Богом, а через соединение верующих с Собою и их всех воссоединяет с Богом. Сам Спаситель показал сие, говоря святым Апостолам: «Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14, 20). К Отцу приходят люди через Сына, а к Сыну привлекаются и приво­дятся Отцом. Об этом Господь говорит: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Ме­ня» (Ин. 6, 44). Эти слова Евангелия говорят о том, что на­чальным Содетелем спасения является Бог Отец, Который совершает спасение Духом Святым. Христос вместо Себя послал от Отца Духа Святого, Который, пребывая в Церкви, совер­шает спасение каждого члена Святой Церкви.

Без Духа Святого никто не спасется и спастись не может. Мы спасаемся в Господе нашем Иисусе Христе по благоволе­нию Отца благодатью Святого Духа.

Царство Божие есть вечный, никогда не прекращающийся процесс Богоявления и откровения Бога в мире. Это есть и процесс Богопознания, совершаемый в душе человека через непрестанное его духовно-нравственное возрождение и совер­шенствование раскрывшего нам тайну Богоотечества и Богосыновства — тайну домостроительства нашего спасения. Спаси­тель, открыв нам двери Царства Божия, через основанную Им на земле Церковь Божию, призывает нас к живому и действен­ному Богообщению, ибо Царство Божие есть вечно духовная жизнь и вечное блаженство в обителях Отца Небесного.

 

Протоиерей Иоанн Монаршек

   |    Рубрика: Проповеди о. Иоанна (ст.)    |    Опубликовано: 21.03.2013