Смоленский храм

ВЕЛИКИЕ СВЯТИТЕЛИ

12 февраля — память великих святителей Церкви Русской: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

В 15-й год правления императора Тиберия на берегах Иордана появился последний великий ветхозаветный пророк — святой Иоанн, которому Бог велел стать Предтечей и Крестителем грядущего Мессии, Господа нашего Иисуса Христа. Это был чудесно рожденный сын священника Захарии. Когда Ирод убивал вифлеемских младенцев, праведная Елисавета вместе с младенцем-сыном Иоанном скрылась в Иудейской пустыне. Вскоре Иоанн лишился своих уже престарелых родителей и остался жить один в дикой пустыне, хранимый и подготавливаемый Богом к великому служению.  

Великий подвижник Иоанн почти всю жизнь провел в уединении, ожидая Божественного призыва. И когда ему исполнилось тридцать лет, Господь послал его с проповедью на берега Иордана к заблудшим овцам дома Израилева. По воле Божией он возвещал всем людям о скором явлении в мир Спасителя и о том, чтобы все готовились к Его встрече через покаяние и Крещение.

Слушая проповедь о Царствии Божием, люди думали, что наконец-то наступает долгожданное Царствие Мессии, Который сверхъестественной силой уничтожит ненавистное иудеям римское владычество, а избранный Богом народ станет господствовать над всем миром. Но из уст Пророка они услышали совсем другое учение о Мессии и Его Царстве: «Не обманывайте себя пустыми мечтаниями. Мессия придет не для утверждения политического мирового царства, но для созидания Царства Духовного, которое коренится в душе каждого человека. Царство Мессии — это Царство Добра, Правды, Любви, Благодати». Но чтобы человеку войти в это Царство, нужно переродиться, отказаться от своих предрассудков, страстей, от зла во всех его видах. «Покайтесь! — взывал святой Иоанн к народу, — ибо приблизилось Царство Небесное». Сила его проповеди была велика, о чем свидетельствовал Иосиф Флавий: «Народ, восхищенный его учением, стекался к нему в великом множестве». Святой Иоанн звал людей к нравственному очищению и добрым делам. «Я глас вопиющего в пустыне, — взывал он к народу, — приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».

Многие думали, что сам Иоанн есть тот избавитель, который утвердит Царство Божие на земле. Люди с надеждой смотрели на иорданского отшельника, а Иоанн говорил им: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мной сильнее меня — я не достоин понести обувь Его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем».

Наконец наступил долгожданный день. На берегах Иордана, в Вифаваре, появился Иисус Христос в простой одежде галилейского плотника. Ему уже исполнилось тридцать лет, и голос Отца Небесного позвал Его на служение людям. Господь смиренно вошел в воду, чтобы принять Крещение от Иоанна. Но Иоанн говорит: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне». — «Оставь теперь, — ответил ему Христос, — ибо так надлежит нам исполнить всякую правду», то есть исполнить волю Божию. И последний пророк Ветхого Завета простер руку над Основателем Нового Завета. Во время Крещения Христос молился Своему Отцу Небесному, чтобы Он благословил и освятил начало Его мессианского служения. Когда Иисус выходил из воды, «отверзлись Ему небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, который, как голубь, с распростертыми крыльями ниспускался на Иисуса. В это же время Иоанн Креститель услышал голос Отца Небесного, свидетельствующего о Христе: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благословение».

Для Иисуса Христа Крещение в водах Иордана не было символом очищения, как для всех ветхозаветных людей, Христос был безгрешен, но это было Божественное свидетельство о Его совершенной Святости и Богосыновстве. В момент Крещения миру явилась Святая Троица. Сын Божий крестился, Дух Святой нисходил на Него, Отец свидетельствовал о Сыне. Вот почему этот праздник называется еще Богоявление.

Отныне Сын Человеческий, Спаситель мира, Иисус Христос начинает Свое служение людям. Отныне Сын Человеческий омывает в струях Иорданских грехи всего человеческого рода и через крестные страдания спасает его от вечной смерти, и примиряет с Отцом Небесным. Как воды всемирного потопа должны были истребить все греховное, что уже не могло устоять перед очами Небесного Судии, так Иорданская вода, получившая от Христа новую силу и новую благодать, должна была потопить грехи людские, их горечь и разрушительные последствия.

Вот почему сегодня великая радость, ибо освящается вода, и через вкушение ее нам дается Божественная благодать, освящающая нас и ведущая в жизнь вечную. Святая Церковь именует эту воду великой агиасмой. Верующие причащаются этой водой, омываются ею, освящают ею свои жилища, держат ее в своих домах для исцеления от болезней, для избавления от душевной скорби, для очищения от всякого зла. Крещение нужно было не Спасителю, а нам, ибо Крещением Христос вернул естеству воды первоначальную чистоту, силу жизни и благодати.

Когда-то родители приносили нас в храм Божий, чтобы священник совершил Таинство Крещения над нами в младенчестве. А спасительно ли это? Да, спасительно. В Ветхом Завете обрезали восьмидневных младенцев, в Новом Завете Господь говорит в Евангелии: «Не возбраняйте детям приходить ко Мне». Дети приходят к Господу по вере сознательных членов Церкви, через дверь Святого Таинства Крещения. Христос исцелил больную дочь жены хананеянки по вере матери, Христос исцелил бесноватого юношу у подножия горы Фавор по вере отца, Христос исцелил расслабленного по вере людей, принесших его к Христу, Христос воскресил дочь Иаира по просьбе и вере отца. Таким образом, и при Крещении младенцев Господь принимает их в лоно Своей Церкви и дарует им свободу быть чадами Господними по вере родителей и восприемников. Благодаря этому мы вводим в Церковь каждого родившегося человека, чтобы он был сразу с Богом.

В Крещении водою мы получаем прощение грехов и дар Духа Святого, освящающего нашу душу и тело. В Крещении наши духовные родители за нас обещали перед Богом и Церковью умереть для греха и жить для Бога, поэтому на протяжении всей жизни мы должны быть мертвыми для греха и живыми для Бога. То есть быть просвещенными, ибо этот праздник имеет еще одно название — Просвещение. В Таинстве Крещения мы становимся просвещенными и одетыми в белоснежную одежду Божественной Правды, Чистоты и Святости.

Поздравляю всех вас, дорогие братья и сестры, с праздником Крещения, Богоявления и Просвещения и желаю вам чистоты, святости, здравия душевного и телесного, благополучия во всех добрых делах.

Настоятель Смоленского храма протоиерей Иоанн Монаршек

   |    Рубрика: Духовное Слово настоятеля храма протоиерея Иоанна Монаршека    |    Опубликовано: 11.02.2024